vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

Казачий суд

У казаков была чёткая система территориально-административного деления и управления. Станичные казаки составляли войско или полк. Во главе станиц стоял войсковой или полковой командир, от которого зависела казачья старшина. Управляющим казачьего поселения являлся атаман, которому подчинялись окружённые силы — выборные и исполнительные власти. Он был высшим судьёй и верховенствовал над войском, стоял во главе казачьего круга и принимал судебные решения, опираясь на Войсковое право — средство урегулирования отношений в казачьей среде. Постепенно нормы права дополнялись. Обычно, принятое решение запоминалось и применялось в похожих ситуациях. Когда экзекуция была определена, приговор немедленно приводился в исполнение.



Мелкие повинности находились в ведении Суда чести. В его состав входили исключительно полноправные казаки, избираемые при помощи жребия. Каждый из членов Суда мог гласно определять способ наказания для провинившегося товарища. Решение Суда чести считалось действительным, если оно было принято в присутствии священника и одобрено Советом стариков. Когда мера воздействия была определена, судебный орган расформировывался. Руководить процессами вынесения приговоров атаману помогали должностные лица. Военный писарь доносил до осуждённых информацию о решении атамана. Есаул отвечал за исполнение приговоров, преследовал разбойников и грабителей. Войсковой довбыш (барабанщик) на экзекуциях был приставом, зачитывал постановление старшины публично на Совете или месте казни.

Одним из самых страшных видов экзекуций считалось закапывание живого человека. Оно применялось, если казак убивал товарища. Живого преступника вместе с жертвой клали в гроб и засыпали землёй. Бывали и исключения. Если убийство совершил храбрый воин, авторитетный в станице человек, то погребение заменяли штрафом. Если казак заставал жену с «блудодейником», супруга должна была зимой искупаться на аркане в проруби. Неверной могли связать руки и ноги, насыпать песка за пазуху, привязать к ней камень и топить в воде. Ярые казаки отсекали жене голову шашкой. Бывали случаи, когда женщине вырезали ремни на спине с помощью холодного оружия.
Впоследствии рана или заживала, или мучила умирающую. Но не все казаки грубо расправлялись с жёнами. Представители задонской станицы Черкасского округа выбирали менее зверские наказания. Неверную связывали за руки с любовником и водили по станице с барабанным боем. Чтобы опозорить казачку, её нередко раздевали практически догола.

Изощрённая экзекуция касалась турок. Неудачные набеги казаков для многих увенчались пленом. Разожжённая ненависть провоцировала казаков на многочисленные нападения, ограбления и убийства. В качестве доказательства своего пребывания на турецких берегах казаки часто брали в плен турецких девушек и девочек. Привозили их в станицу, показывали живые трофеи старшинам. После показательных выступлений пленных турчанок отправляли работать прислугой. Некоторых заставляли ублажать казаков. Бывало, что турчанок продавали на рынках. Азартные жители станиц часто проигрывали женщин в играх. В летописях казачества подтверждено, что за один поход в родные степи забирали по тысяче-две турчанок и персиянок. В результате этого происходило кровосмешение. В казачьей степи не было редкостью увидеть темноволосого, чуть косоглазого ребёнка с горбатым носом.

Казаки беспощадно обращались с врагами. Один из немецких полковников писал: „Казаки нагнали на моих солдат такой смертельный страх, что я не могу продвигаться дальше“. Во время казачьей атаки мало кто оставался живым, особенно если речь заходит о борьбе с „басурманами“. Рубили и тех, кто нападал на казачьи поселения. Иногда казаки не добивали раненых, а брали их в плен — бойцов лечили или заставляли работать. Потом собратья могли выкупить пленных. Черкесы никогда не забирали представителей своего народа, если они были ранены пиками, — это считалось позором.

Жестокой экзекуции подвергались воры, решившие „надуть“ своих и скрыть содеянное. Уличенного в воровстве казака приводили на Сечевую площадь, привязывали к столбу и оставляли минимум на три дня, пока он не заплатит за украденную вещь. Случалось и такое, что уже через день казака забивали до смерти. За многократное воровство могли повесить или посадить на железный крюк. В казачьей среде применялись разные виды экзекуции для поддержания дисциплины. Считалось, что телесные наказания являются профилактической мерой для будущих рыцарей.

Обычай самосуда применяется у казаков преимущественно по отношению к ворам и конокрадам. Самосуды производятся или самими потерпевшими лицами, или членами их общины. Расправы эти бывают необыкновенно суровы. Так, одно поселковое общество заподозрило своего же хуторянина и его жену в краже лошади и принудило позвать виновных на допрос. „День клонился к вечеру; к подозреваемому в краже, в сопровождении трех казаков, отправился приказный (поселк. атам.). В темноте сумерек он постучался в окно, и когда получил ответ, что хозяин дома, — скомандовал казакам: „лезте“, и в дверь посыпались удары. Дверь не устояла, запор был отбит, и в дом ворвалась стража. Хозяин приготовился уже спать к лежал на кровати. Стража, не сказавши ему ни слова, не объяснивши своего прихода, бросилась на лежавшего хозяина и, взявши его за руки и за ноги, ударила об землю, после чего посыпались удары. Жена кинулась защищать мужа, но один из казаков схватил ее за волосы и потащил на двор. Баба не вытерпела, схватила казака за бороду, и открылся рукопашный бой.... Наконец жертвы подозрении были приведены на сход. Время подвигалось к полуночи, и поселковый ареопаг готовился к слушанью и разбору дела. Но признания не добились: раздраженные муж и жена отвечали дерзко. Это оскорбило атамана, и он велел связать их и, продержав их так с полчаса, отпустил. Общество же равнодушно разошлось“ (Д. О. В. 1873 г., № 18).

...Обычай „объявлять“ виновных в прелюбодеянии посредством обмазывания хаты дегтем и грязью, посредством выбивания стекол в окнах или отрезания хвостов у волов, коров и коней или вытрясывания на улицу пуха из перины и т. п., сохранился и по сей день в полной мере. Все это делают и вообще из желания мести, „чтобы причинить врагу своему неприятность“. Еще в 1881 году в ст. Малодельской, вымазали у двух почтенных жителей совершенно новые ворота дегтем (Д. О. В. 1881, № 8), а из ст. Старочеркасской сообщали еще в 1882 г. следующее: „молодой человек гулял на одной вечернике вместе с девушкой, за которой он ухаживал; ушли они вместе, а на другой день в ливаде, чрез которую они проходили, нашли на дереве изорванную юбку девушки“, „месть ли это или грубая насмешка“ осталось неизвестным (Д. О. В. 1882, № 12). Желал опозорить девушку, казаки обрезают ей косу. Так одна девица просватана была родителями против её собственного желания. Она поплакала и согласилась подчиниться воле родительской. Но прежний её любовник, рассердившись, задумал обесчестить ее и тем отомстить ей. В то время, когда жених и невеста введены были в церковь и уже начался обряд венчания, казак осторожно пробрался к невесте и мгновенно острым ножом отрезал у ней косу. Сваха хотя и ударила всею силою руки наотмашь, но было уже поздно.Поезжане за волосы выволокли этого казака из церкви и тут с общего совета, „со своего суда“ избили его до полусмерти. Тем дело и кончилось (Д. О. В. 1875, № 88).



Источник:
Казацкие суды http://fstanitsa.ru/?q=book/export/html/135
Кого казнили казаки https://weekend.rambler.ru/crazy-world/39401804/?utm_content=rweekend&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
Tags: казаки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments