vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

Кораблестроение "гнилого самодержавия"


Даже в современной России часто можно прочитать про "гнилое самодержавие" и "лапотную Россию". А уж в СССР вся мощнейшая госмашина пропаганды работала на создание негативного образа Российской Империи, которая только и делала, что проигрывала одну войну за другой. Непонятно только, как эти "бездарные цари" смогли создать самое большое по территории государство в мире? Ну и один из самых популярных сегодняшних мифов - что вся тяжелая индустрия возникла при любимом Сталине. Что ж, поговорим сегодня о кораблестроении РИ.

К началу ХХ века у России сложилось два главных центра судостроения: на Балтике и на Черном море; зарождалась эта отрасль и на Дальнем Востоке. Старейшие Адмиралтейские верфи Северной столицы, основанные еще Петром I, в начале ХХ века были ключевым судостроительным предприятием на Балтийском море, со стапелей которого сходили лучшие корабли I ранга для Российского флота. Как единое предприятие «Адмиралтейские верфи» были образованы в 1908 году в ходе реформы административно-хозяйственного управления петербургских верфей Галерного острова и т.н. нового Адмиралтейства, когда два соседних предприятия были объединены в одно. В 1908 году была начата модернизация завода, в ходе которой предусматривалось строительство закрытого достроечного бассейна, 30-тонного крана для загрузки оборудования, новых судостроительных и литейных мастерских, а также электростанции. Именно здесь были спущены на воду знаменитый крейсер «Аврора» и два из четырёх самых крупных линейных кораблей отечественного судостроения: «Полтава» и «Гангут». Сегодня АО «Адмиралтейские верфи» – специализируется на строительстве неатомных подводных лодок типа 636 и 677, глубоководных аппаратов и наукоемких высокотехнологичных судов военного и гражданского назначения.

Балтийский завод, еще один заслуженный судостроительный гигант Санкт-Петербурга, в 1906 году расширился «Отделом подводного плавания» или «Отделом подплава», где строились первые отечественные подводные лодки. В этом отделе имелось своё конструкторское бюро и свои мастерские. Большая часть подводных лодок Российской империи были построены именно здесь. В начале ХХ века на Балтийском заводе построили линейные корабли «Петропавловск» («Марат») и «Севастополь» («Парижская коммуна») - первые российские линкоры. Сегодня АО "Балтийский завод" строит атомные ледоколы и другие суда.

Спуск на воду российского броненосца


Одно из старейших промышленных предприятий России и по совместительству один из главных промышленных гигантов Империи рубежа XIX–XX столетий — Путиловский завод — к 90-м годам XIX века освоил производство широкой номенклатуры продукции: от станков, промышленных, строительных и сельскохозяйственных машин, до паровозов и военных судов. К 1900 году Путиловский завод вышел на первое место в России по объёму производства, уступая в Европе лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии. В 1911 году Путиловским заводом был спущен на воду самый быстроходный корабль своего времени — эскадренный миноносец «Новик», который считался лучшим в своём классе и стал законодателем мод в кораблестроении на долгие годы. «Новики» были столь хороши, что стояли на вооружении советского флота до середины 1950-х годов. С 1934 года сам Путиловский завод носит название «Кировский», а судостроительное отделение с 1948 по 1988 год именуется как «Завод им. Жданова». Сегодня это «Северная Верфь», которая, не изменяя традициям, заложенным в дореволюционной России, строит самые современные корабли для российского ВМФ: корветы проекта 20380 и фрегаты проекта 22350.

Легендарный "Новик" (максимальная скорость достигала 37 узлов)


Знаменитые Николаевские верфи, известные в советское время как «Судостроительный завод имени 61 коммунара», были ведущим центром судостроения на Черном море. Первые верфи Николаева появились еще в далёком 1788 году. В 1911 году Николаевское адмиралтейство было сдано в аренду «Русскому судостроительному акционерному обществу» для постройки на его базе современной верфи. В 1911–1914 годах для выполнения новых судостроительных программ на верфи строятся два стапеля с эллингами, сборочно-сварочный цех, ряд корпусов и достроечная набережная. Завод получает новое название — «Руссуд» (от «Русское судостроительное общество»), а рядом возникают мастерские заводов «Ремсуд» (Ремонт судов) и «Тэмвод» («Трубочный и электромеханический завод»), что послужило началом деятельности крупнейшего центра судостроения на Чёрном море. Именно здесь 13 сентября 1900 года будет спущен на воду знаменитый революционный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический», а 1 ноября 1913 года будущий «колчаковский» флагман Черноморского флота — линкор «Императрица Мария».

В 1886 году было основано одно из крупнейших ныне судоремонтных предприятий Украины — Азовский судоремонтный завод в Мариуполе. Через год возникает первая крупная верфь на Тихом Океане — «Дальзавод» во Владивостоке, где в 1891 году при непосредственном участии будущего императора Николая II будет заложен первый на русском Дальнем Востоке сухой док для кораблей океанского класса. Сегодня «Дальзавод» — главная ремонтная база Тихоокеанского флота России. В один год с «Дальзаводом» открылась новая верфь и в Астрахани. Сегодня это Судостроительный завод им. Октябрьской революции.

В 1907 году в Рыбинске построен судостроительный завод «Верфь братьев Нобель», который здравствует и процветает по сей день. В 1889 году Нобель купил лицензию на двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля, который работал на сырой нефти. С 1899 года в России развернулось массовое производство таких двигателей, который в Европе получили название «русский дизель». В 1903-м на Сормовской верфи был построен речной нефтеналивной танкер «Вандал» с дизельными двигателями собственного производства, который стал первым в мире теплоходом и дизель-электроходом. Двигательная установка «Вандала» состояла из трёх четырёхтактных компрессорных дизельных двигателей мощностью по 120 л.с. каждый и электрической передачи. Благодаря электрической передаче судну была обеспечена высокая маневренность и возможность движения задним ходом.

Дизель-электроход танкер "Вандал", введен в эксплуатацию в 1903г.


На Сормовской верфи, основанной еще в 1849 году, в 48 цехах и семи конструкторских бюро трудились 20 тысяч человек, а само предприятие неустанно развивалось и расширялось. Здесь выпускались пароходы, дизельные танкеры, специальные суда для нефтепромысла. За весь дореволюционный период верфь построила 489 кораблей и судов различных типов. В советское время предприятие переименовали в «Красное Сормово».

В 1894 году на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге заработал первый в России исследовательский центр с опытовым бассейном Морского ведомства. В нем создавались модели перспективных судов, проходили испытания, определялись заданные характеристики. С 3 января 1900 года заведующим бассейном был Алексей Николаевич Крылов. Именно Крылов выдвинул идею создания научно-исследовательского учреждения с бассейном, испытательной и физико-химической лабораторией для исследования судостроительных материалов, механической и электротехнической лабораториями. Первым кораблём, разработанным на базе испытаний в опытовом бассейне, стал эскадренный броненосец «Ослябя». В помещениях этого бассейна начались проектирования и испытания моделей первых российских подводных лодок типа «Дельфин», здесь же проводились испытания модели первого в мире ледокола арктического класса «Ермак». ФГУП «Крыловский государственный научный центр имени Алексея Николаевича Крылова» — это ведущий научно-исследовательский институт судостроительной отрасли современной России.

В 1895 году заработали судоремонтные мастерские, которые позже вырастут в Зеленодольский судостроительный завод. Сегодня это крупное предприятие производит малые ракетные корабли проекта 21631. В том же году «чугунолитейный и механический завод Вадона» в Херсоне расширился судостроительным отделом, положив начало довольно успешной деятельности «верфи Вадона», где строились эсминцы и вспомогательные корабли для Черноморского флота. В следующем году новую жизнь обрела Охтинская верфь, некогда крупное судостроительное предприятие России первой половины XIX века, пришедшее в упадок, но вовремя сданное в аренду акционерному обществу «Крейтон и Ко», на котором до 1912 года будет построено 4 подводные лодки типа «Кайман» и 12 эскадренных миноносцев. В том же 1896 году основан Киевский судоремонтный завод. Годом позже в Николаеве основан еще одна крупная верфь — Черноморский судостроительный завод, который тогда назывался «Наваль». 12 августа 1912 года со стапелей «Наваля» сошел на воду первый в мире подводный минный заградитель «Краб».
Еще одна верфь открылась в 1907 году на реке Оке — «Навашинский судостроительный завод», сегодня — «Окская судоверфь». В 1910 году был построен судоремонтный завод в Хабаровске — ключевое предприятие для обслуживания и ремонта Амурской флотилии. В наши дни этот завод имеет номерное обозначение «179-й» и занимается в общем-то тем же, чем и более века назад. В том же году на Волге вырос Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод, а годом позже еще одна волжская судоверфь — «Нижегородский Теплоход».

«Петропавловск» (в 1921—1943 назывался «Марат») линкор русского и советского Балтийского флота, третий (по дате закладки и дате спуска на воду) линейный корабль типа «Севастополь». В строю с 1914 года. Полное водоизмещение 26900 т. Основное вооружение: 12 (4 × 3) × 305-мм орудий.


В 1912-м на Путиловском заводе была построена отдельная крупная судостроительная площадка, вскоре она превратится в крупнейшее предприятие отрасли в стране, и сегодня известна как «Северная Верфь». С того же 1912 года начинается история еще одного крупного судостроительного предприятия на Неве — «Средне-Невского судостроительного завода», который тогда назывался «Усть-Ижорской верфью». Наконец, годом позже на Неве возникнет еще одна верфь — «Невский судостроительно-судоремонтный завод». Надо сказать, что еще одна верфь — Мюльграбенская — была заложена также в 1913 году в Риге, но свою деятельность завод начал перед Первой мировой войной. Приближение линии фронта и последовавшая за этим эвакуация не позволили построить здесь законтрактованную серию из девяти «Новиков».
За пару лет до Великой Войны фактически с нуля были построены три крупные верфи в тогда еще русском Ревеле (ныне — эстонский Таллин).
Первая — «верфь Ноблесснера» (по именам двух главных акционеров — Нобеля и Лесснера). Она строилась специально для производства подводных лодок типа «Барс», коих буквально за несколько лет здесь было построено 8 штук. В советское время это сначала судоремонтный, а затем судостроительный «Морской завод», который существует до сих пор. Вторая верфь называлась «Беккер и Ко», на ней строились эсминцы «Новик». Недалеко от «верфи Беккера» располагается еще одно предприятие, тоже строившее «Новики» — это «Русско-Балтийский Судозавод». За неполные три года до своей эвакуации верфь успела дать флоту 3 эсминца и 2 крейсера: «Светлана» и «Адмирал Грейг». Примечательно, что строительство верфи началось летом 1912 года, а первые корпуса будущих крейсеров были заложены уже осенью 1913-го.

Помимо собственно верфей на судостроительную отрасль работало множество смежных предприятий. Судостроительную сталь поставлял крупнейший промышленный синдикат империи «Продамет», Кулебакский металлургический завод и другие предприятия. Броня изготавливалась на крупнейшем Ижорском заводе и заводе Никополь-Мариупольского общества. Сормовский завод поставлял якорные и рулевые устройства. Котлы, турбины и энергетические установки производились и на самих верфях. Так, энергетические установки для линкоров типа «Севастополь» были разработаны Балтийским заводом. На большинстве подводных лодок типа «Барс» устанавливались отечественные двигатели производства «Коломенского» завода и завода «Нобель»; лишь несколько экземпляров получили иностранные двигатели.

Считаете, что индустриальные пятилетки придумали коммунисты? Вовсе нет. В Российской Империи в 1912 году была принята пятилетняя программа развития флота в соответствии с законом «Об усиленном судостроении в ближайшее пятилетие 1912 — 1916 гг.» Именно согласно этой программе началось строительство самых больших в истории России кораблей - линейных крейсеров «Измаил» (головной), «Кинбурн», «Бородино» и «Наварин». Полное водоизмещение корабля такого типа должно было составить 32500 тонн, основное вооружение: 12 х 356 мм орудий. Эти гиганты после завершения строительства по уровню вооружения превосходили бы все линкоры мира, кроме американских. Завершить их строительство не удалось, в 20-х годах разобрали на металлолом.

"Измаил" на стапелях


Нельзя сказать, что всё в судостроительной отрасли Российской Империи было прекрасно, но масштаб ее развития в начале ХХ века не может не поражать. Раскручивался маховик импортозамещения, предприятия судостроительной отрасли росли как грибы после дождя, значительно расширяются и модернизируются уже существующие, появляется первый научно-исследовательский центр кораблестроения. За 5-6 лет построены и приняты на вооружение 7 линейных кораблей, а еще 5 на момент революции находились в постройке; 30 эсминцев типа «Новик» (еще 28 застали революцию на стапелях); десятки крейсеров различного класса; 24 подводные лодки типа «Барс» и еще 7 — других проектов.

Российское кораблестроение при Николае II — это первый в мире подводный минный заградитель, первая в мире дизель-электрическая подводная лодка, первый в мире теплоход и дизель-электроход, первый в мире пассажирский теплоход, лучший в мире эсминец, первые в мире трехорудийные башни линкоров, первый в мире многотрубный торпедный аппарат. Морской бюджет с 1910 по 1914 годы вырос в 2,3 раза, а расходы на новое судостроение за тот же короткий период — в 10 раз! Примечательно, что ассигнования на развитие и содержание флота, ежегодно растущие на 7%, не оказывали при этом особого давления на бюджет, который рос на 6,5% в 1912–1914 годах ежегодно соразмерно росту экономики. Таким образом, сложившаяся перед Первой мировой войной благоприятная экономическая обстановка позволяла Российской Империи создать первоклассный военно-морской флот, что не было реализовано по известным всем причинам.

Именно при Николае II у России - первой в мире – появился ледокольный флот. Когда в феврале 1918 года германские войска подошли к Ревелю, российские ледоколы провели 211 боевых кораблей, вспомогательных и торговых судов через Финский залив сначала в Гельсингфорс, а затем в Кронштадт. Командовал походом и спас Балтфлот каперанг Щастный . За участие в «ледовом походе» ледокол «Ермак» был награждён почётным революционным Красным знаменем ВЦИК. Алексея Михайловича Щастного, как это было принято у большевиков, в знак благодарности расстреляли.

Итак, можем констатировать: Российская Империя была столь "отсталым" государством, что в кратчайшие сроки смогла многократно расширить судостроительную отрасль и создать флот мирового уровня. Принципиально важное дополнение — без массовых репрессий, раскулачивания, голода с миллионной смертностью и лагерей ГУЛАГа. И когда вам будут в очередной раз вешать лапшу на уши про отсталую Россию с сохой, просто вспомните, что большинство предприятий, появившихся при самодержавии, работают до сих пор.

Николай II c командой линкора "Петропавловск"


Источники:
Военное кораблестроение Российской Империи https://aftershock.news/?q=node/462845&full
Император Николай II и российский флот http://armflot.ru/index.php/flot/389-imperator-nikolaj-ii-i-rossijskij-flot-1906-1917
Техника Николая II, опередившая время http://nick2.ru/texnika-nikolaya-ii-operedivshaya-vremya/
Tags: гиганты_индустрии, рос_империя, флот, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 14 comments