vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

За что все-таки был осужден Туполев?

Сталинский террор затронул немало людей талантливых, незаурядных. Среди них - выдающийся советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. И до сих пор фанаты Сталина активно поливают его грязью, сочиняют разные нелепые байки про обстоятельства его "дела". Распускают слухи: то ли самолеты конструировал неправильно, то ли торпедные катера. В США ездил в командировку - подозрительно. Говорят: что-то не то оттуда привез (сталинистам-то лучше известно - что надо было). Разумеется, никаких доказательств не предоставляют. Здесь уместно напомнить, что примерно 90% советских авиаконструкторов оказались репрессированы в 30-х годах; некоторые, например, Константин Калинин (его самолеты были основой парка гражданской авиации СССР), были расстреляны. Григоровича и Поликарпова, кстати, засадили "шарашку" еще в конце 20-х. Что ж, обратимся к фактам и документам.

А.Н. Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей. С 1930 года он был главным конструктором ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ, с 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, с 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства. С 1936 года Андрей Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП). Андрей Николаевич создал самолеты АНТ-1, первый советский цельнометаллический самолёт АНТ-2, первый боевой цельнометаллический самолёт АНТ-З (разведчик Р-3), АНТ-4 (бомбардировщик ТБ-1), АНТ-6 (тяжелый бомбардировщик ТБ-3), АНТ-7 (разведчик Р-6), АНТ-40 (скоростной бомбардировщик СБ). Огромное значение для развития советской авиационной промышленности имело создание таких уникальных самолётов как "Правда", "Максим Горький", "Родина". Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов. Значение деятельности Туполева для развития авиационной промышленности СССР трудно переоценить.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован. В обвинительном заключении значилось: возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности, проводил вредительскую и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. Следствие по делу Туполева закончено в апреле 1938.

Следственный документ из книги Анатолия Сульянова "Берия. Арестовать в Кремле":
«Хранить вечно. № 855−38
Дело Туполева А. Н. Начато 7 января 1938 г. 1939 года января 4 дня старший следователь следственной части НКВД лейтенант государственной безопасности Есипенко, рассмотрев следственное дело № 14415 по обвинению Туполева А. Н. по ст. 58 п. 6, 7, 9, 11 УК РСФСР, нашел:
…В данное время от арестованных Некрасова и Вальтера получены показания, изобличающие Туполева, как одного из руководителей террористической деятельностью в контрреволюционной кадетско-фашистской организации, существовавшей в Москве и именовавшей себя русско-фашистской партией. Туполев арестован 21.10.37 г. Награжден 3 орденами Ленина, орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. Сын помещика. Начальник конструкторского бюро НАГИ, заместитель директора ЦАГИ, проживает: Каляевская улица, дом 29, кв. 33.
Туполев группировал в ЦАГИ антисоветски настроенных людей, создал антисоветскую организацию и занялся вредительской работой в области авиационной промышленности:
— признавал проведение вредительства по строительству самолета „ДБА“, задержки постройки стратосферных самолетов по ДБ-2, РД, ВИТ, ДБ-3, И-21, ПБ, СБ, ДМП;
— признавал, что сорвал полет Громова на установление дальности, сорвал в 1935 году намеченный правительством перелет Леваневского через Северный полюс в Америку и в 1937 году рядом вредительских актов привел к гибели экипаж самолета Леваневского при полете в Америку через Северный полюс. В 1924 году завербован Моргулисом для шпионской деятельности в пользу Франции. Будучи в Париже в 1935 году, лично передал шпионские сведения о самолетах-истребителях и легких бомбардировщиках министру авиации Франции Денену.
На допросе 23.11.38 г. Туполев отказался от показаний в части шпионажа.
В совершенных преступлениях Туполев изобличен соучастниками:
1. Фрадкин А. Е. — на очной ставке с Туполевым 3.12.37 г. показал, что он был связан с ним по шпионской работе в пользу Франции с 1930 года и получил от Туполева в 1930 и 1934 годах шпионские материалы о самолетах.
2. Недашкевич А. В. ранее судим за вредительство, показал 17.10.37 г., что с июля 1934 года входил в антисоветскую организацию в ЦАГИ, возглавляемую Туполевым, по его указанию задерживал разработку новых образцов вооружения.
3. Озеров 25.11.37 г. показал, что входил с 1923 года в антисоветскую группу Туполева. По указанию Туполева группа переросла в антисоветскую вредительскую организацию с задачей ослаблять оборонную мощь Советского Союза.
9. Стечкин Б. С. показал на допросе 9.1.38 г., что он в 1936 году, будучи уволенным с завода № 38 как бывший вредитель, был приглашен Туполевым на работу в 1-й главк наркомата оборонной промышленности, но в главк пойти отказался и просил устроить его в ЦАГИ. По антисоветской деятельности связан с Туполевым с 1918 года.
Дали показания: Мясищев В. М., Минкер К. В., Осипов А. А., Черемухин А. М., Инюшин К. А., Погосский Е. И. Всего 22 человека».

Вскоре его без суда привезли в Болшево, в тюрьму, которая была своего рода сборно-распределительным пунктом для арестованных специалистов перед тем, как направить их по тюремным НИИ и КБ — "шарагам". Вспоминает сам Андрей Николаевич: «Кого там только не было: корабелы, танкисты, артиллеристы, химики... Через пару дней меня вызвали к начальству и получил я первое задание — составить список известных мне арестованных специалистов. Откровенно говоря, я был крайне озадачен. Всех арестованных до меня я знал, а после? Не выйдет ли так, что по моему списку посадят еще бог знает сколько народу? Поразмыслив, я решил переписать всех, кого я знаю, а знал-то я всех. Не может же быть, чтобы пересажали всю авиапромышленность? Такая позиция показалась мне разумной, и я написал список человек на 200. И что же ты думаешь, оказалось, что за редким исключением все они уже за решеткой!»

Суд над Туполевым состоялся лишь в мае 1940 г., 28 мая он был приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. Почти все, проходившие по делу, получили по десять лет. Находясь в заключении, А.Н.Т. работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»), там он создал бомбардировщик Ту-2, который пошел в серию и стал лучшим фронтовым бомбером СССР. В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Но полностью реабилитирован Туполев был только через 2 года после смерти Сталина - в 1955 году.

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА А.Л.ДЕДОВА, П.В.БАРАНОВА И И.А.СЕРОВА Н.С.ХРУЩЕВУ О РЕАБИЛИТАЦИИ А. Н.ТУПОЛЕВА, В. М. МЯСИЩЕВА, В. М. ПЕТЛЯКОВА И ДРУГИХ

На первом листе записки имеется копия следующей резолюции Н. С. Хрущева от 28 февраля 1955 г.: «Членам Президиума ЦК КПСС. Согласен». — Сост. 23 февраля 1955 г. Секретарю ЦК КПСС товарищу Н. С. Хрущеву В соответствии с Вашим поручением нами рассмотрены следственные дела на Туполева А. Н. и других крупных специалистов авиационной промышленности, находившихся в заключении. В ходе ознакомления со следственными делами вызывались для беседы авиаспециалисты, находившиеся под арестом, а также были допрошены: бывший прокурор СССР Панкратьев, бывшие члены Военной Коллегии Верховного Суда СССР Матулевич и Орлов, принимавшие участие в заочном рассмотрении дел на работников авиационной промышленности. Кроме того, проведена проверка обвинений, предъявленных авиаспециалистам во время следствия, и отобраны объяснения от бывших следственных работников НКВД, занимавшихся в тот период расследованием дела на Туполева и других. В результате установлено: Туполев и другие видные работники авиационной промышленности были арестованы НКВД СССР в 1937–1938 гг. Конкретных материалов для обвинения в распоряжении НКВД не имелось, и все следствие строилось лишь на показаниях арестованных, оговоривших друг друга. От Туполева, например, были получены показания, что он из числа сотрудников ЦАГИ создал антисоветскую группу, участники которой в первые годы существования советской власти якобы занимались саботажем, а впоследствии объединились во вражескую организацию и вредительски сконструировали почти все самолеты. Вскоре после ареста Туполева были также арестованы все ведущие работники ЦАГИ — Мясищев, Петляков, Некрасов и другие. Все эти лица на допросах показали, что они будто бы занимались организованной антисоветской деятельностью. В последующем большинство специалистов авиационной промышленности отказались от ранее данных показаний, как от вымышленных, и заявили, что они оговорили себя в результате применения запрещенных методов следствия. В 1938 году все эти лица, не будучи осужденными, были направлены на работу в Особое техническое бюро при НКВД СССР и дела на них без рассмотрения судом были сданы в архив.

С приходом в НКВД Берия, он для того, чтобы создать видимость использования заключенных специалистов для пользы дела, добился обманным путем перед инстанцией осуждения 307 авиаспециалистов заочно на разные сроки, указав, что «рассмотрение этих дел в обычном порядке нецелесообразно, т. к. это оторвет специалистов от их работы и сорвет план работы Особого технического бюро». Приведя эти явно надуманные и совершенно несостоятельные доводы, Берия вместе с тем лживо утверждал, что вина арестованных специалистов в совершении государственных преступлений якобы доказана, и отмечал, что вызов обвиняемых в судебное заседание ничего не даст, так как они длительное время находились во взаимном общении и договорились о характере показаний, которые следует давать в будущем. Далее в письме Берия просил разрешения на создание специальной комиссии в составе его, Прокурора СССР и председателя Военной Коллегии Верховного Суда СССР, которая заочно определит меру наказания каждому из арестованных специалистов в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет. В архиве КГБ имеются также протоколы заседаний указанной комиссии, которыми назначена мера наказания всем арестованным специалистам. В мае 1940 года Военная Коллегия Верховного Суда заочно рассмотрела дела на арестованных специалистов и всем им определила меры наказания в соответствии с решением этой комиссии. Таким образом были осуждены все арестованные специалисты, а впоследствии в 1940-44 гг., по ходатайству НКВД, Президиумом Верховного Совета СССР многие из них были освобождены со снятием судимости.

В результате проверки всех следственных материалов по делам на Туполева, Петлякова, Мясищева и других установлено, что они в 1937–1938 гг. были арестованы и привлечены к уголовной ответственности необоснованно, а следственные материалы были сфальсифицированы в результате применению к ним мер физического воздействия. Проверкой по Министерству авиационной промышленности установлено, что многие сконструированные Туполевым и другими работниками ЦАГИ самолеты, о которых следствие добилось показаний, как о сделанных вредительски, изготовлялись в серийном производстве и в свое время считались первоклассными (ТБ-3, СБ и др.). При этом бомбардировщик СБ получил очень высокую оценку во время боевых действий в Испании. В связи с изложенным считаем целесообразным поручить Генеральному Прокурору СССР внести в Верховный Суд СССР протесты по делам на Туполева и других специалистов авиационной промышленности об их полной реабилитации. В отношении работников быв. НКВД, допустивших нарушение социалистической законности по этим делам, провести расследование.

А. Дедов П. Баранов И. Серов АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 440. Л. 56–58. Копия. Машинопись.



Что ж, из архивных документов хорошо ясно, что А.Н.Туполев, как и сотни тысяч других репрессированных в 1937-38гг. советских граждан, стал невинной жертвой созданной Сталиным системы тотального террора. Можно лишь добавить, что в заключении он повел себя как исключительно мужественный человек. Зная о том, что "органы" часто арестовывают и жен так называемых "врагов народа", он поставил условие своим тюремщикам: или они не трогают его семью, или он и пальцем не пошевелит для работы в авиационной "шарашке". И его условие было выполнено: жена (действительно уже арестованная) была отпущена на свободу.

Источники:
Туполева спасла война http://harmfulgrumpy.livejournal.com/311813.html
Докладная записка в ЦК КПСС http://istmat.info/node/57891
Сульянов А. "Берия. Арестовать в Кремле." https://www.libfox.ru/521082-anatoliy-sulyanov-beriya-arestovat-v-kremle.html
Tags: авиация, оборонка, сталин_террор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments