vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

Categories:

Спасательное судно "Коммуна" - наследие "гнилого самодержавия"


«Коммуна» (до 1922 года — «Волхов») — морское вспомогательное судно Военно-Морского Флота Российской Федерации (ВМФ России), спасатель подводных лодок, по конструкции — катамаран. Старейшее судно ВМФ России, и старейшее в мире судно, фактически находящееся на вооружении и выполняющее боевые задачи. По состоянию на 2021 год находится в составе Черноморского флота.

Идею строительства специализированного спасательного судна для нужд подводников подал в июне 1909 года командир подводной лодки «Кефаль» Сибирской флотилии В. А. Меркушов. В 1911 году на Путиловском заводе разработали проект, который оказался лучшим из представленных на конкурс. 5 мая 1912 года c Обществом Путиловских заводов был подписан контракт на строительство судна, и в 1915 году построенное на Путиловской верфи судно, получившее имя «Волхов» (устар. «Волховъ»), вошло в состав Российского императорского флота.



В результате проведённых современными экспертами исследований было установлено, что высокие антикоррозионные свойства стали корпуса «Волхова» были получены в результате её воронения (оксидирования). Благодаря наличию труднорастворимой плотной оксидной пленки, которая обладает высокими адгезионными свойствами к металлу, коррозийного разрушения почти не происходит.

Спуск на воду спасательного судна «Волхов» (Путиловская верфь, 17 ноября 1913 года)


Первым местом базирования судна стал Ревель, где «Волхов» использовался как плавучая база подводных лодок, транспортируя до 10 запасных торпед, 50 тонн топлива, а также предоставляя каюты для размещения до 60 подводников.

Впервые «Волхов» был применён в июне 1917 года при подъёме подводной лодки АГ-15 (проекта «Американский Голланд») у Аландских островов.

24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном «Волхов» с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка «Единорог» (типа «Барс»).

31 декабря 1922 года судно «Волхов» было переименовано в «Коммуну».

В 1928 году «Коммуной» (командир — С. И. Рябков) была поднята подводная лодка L-55.

В годы Великой Отечественной войны судно служило в составе Балтийского флота, обеспечивало ремонт подлодок, в том числе докование субмарин типа «Малютка».

В конце ноября 1956 года с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем подводная лодка М-200.

В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята подводная лодка М-256.

В 1967 году «Коммуна» была передислоцирована из Кронштадта в Севастополь.

В 1973 году переоборудовано в носитель подводных аппаратов. Оснащено аппаратом (автономным снарядом) АС-6 типа «Поиск-2».

В 1977 году «Коммуна» занималась подъёмом со дна потерпевшего крушение самолёта Су-24.

В 1984 году «Коммуна» была переоборудована для выполнения первоначальных функций судна-спасателя.

17 ноября 2013 года исполнилось 100 лет со дня спуска судна на воду. 14 июля 2015 года в Севастополе торжественно отметили вековой юбилей со дня подъёма Андреевского флага на уникальном судне-спасателе.

В 2016 году на время ремонта СС «Саяны», оборудовано спасательным глубоководным аппаратом АС-28 (проекта 1855 «Приз»).

"Коммуна" в гавани Севастополя


Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Коммуна_(спасательное_судно)
Tags: ри_экономика, росимперия, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments