vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

Расстрел крестного хода в Туле в 1918г.

Большевистские гонения на церковь приняли массовый и ожесточенный характер с 1918 года, когда был принят декрет об отделении церкви от государства. Декрет, в частности, запрещал владение любыми религиозными обществами собственностью, обладание правами юридического лица, а все имущество церковных и религиозных обществ объявил «народным достоянием». Это решение явилось директивой местным органам немедленно приступить к грабежам. Революционные фанатики громили церкви и храмы, жестоко преследовали духовенство. Только в 1918 были убиты: митрополит Киевский Владимир (Богоявленский); архиепископы Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), Астраханский Митрофан (Краснопольский); епископы Балахнинский Лаврентий (Князев), Вяземский Макарий (Гневушев), Кирилловский Варсонофий (Лебедев), Тобольский Гермоген (Долганев), Соликамский Феофан (Ильменский), Селенгинский Ефрем (Кузнецов) и многие другие священнослужители. В 1918-1920 гг. в административном порядке было закрыто 673 монастыря из 1025 дореволюционных обителей. В частности, закрыли Оптину пустынь, Соловецкий монастырь, “сердце России” - Троице-Сергиеву Лавру и другие.


Тульские большевики, предвидя протесты верующих против грабительского декрета от 23 января 1918 г., ввели в городе военное положение. Тульское духовенство назначило на 2 февраля - праздник Сретения -крестный ход, целью которого было выразить протест против гонений на церковь. Перед началом крестного хода планировалось зачитать верующим, которые должны были собраться в Тульском Кремле, послание Патриарха Тихона, а затем пройти из Кремля по Киевской улице (проспект Ленина) к церкви Александра Невского, мимо церкви Петра и Павла (ул. Ленина), Георгиевской церкви (угол ул. Ленина и ул. Братьев Жабровых), Николо-Часовни (перекресток ул. Советской и Красноармейского пр.) и вернуться обратно в Кремль.
Однако события в назначенный день развивались совсем не так, как это планировали организаторы крестного хода. Едва протодиакон с паперти Успенского собора Кремля стал читать собравшейся вокруг него толпе послание Патриарха, как за Кремлевской стеной - на Киевской улице - раздалась пулеметная очередь. Это красногвардейцы, перегородившие главную улицу Тулы, пытались запугать верующих и сорвать крестный ход.

В Кремле поначалу началась паника, но духовенству удалось успокоить людей и сформировать колонну, которая в полдень под колокольный звон вышла на главную улицу города. Шествие возглавлял епископ Каширский Корнилий. На углу Киевской и Менделеевской улиц верующих встретили выстрелами. Красногвардейцы, стрелявшие поначалу вверх, начали расстреливать подошедших в упор. Люди начали разбегаться, однако часть верующих продолжала двигаться. Несколько убитых остались лежать напротив гостиницы «Артель». Возле здания, в котором позже размещался губисполком, по верующим снова был открыт огонь, и опять на мостовой остались тела убитых верующих. Сам епископ Корнилий в интервью газете тульских эсеров «Земля и Воля», опубликованном в ней восемь дней спустя, рассказывал, что он был ранен в руку и в ногу. При оказании ему первой помощи в аптеке Белявского фельдшер Боровой вылил из сапога епископа два стакана крови. Ранены были и гимназист с гимназисткой, которые закрыли епископа Корнилия собой и помогли ему добраться до аптеки. По оценкам разных источникам в этот день было убито от 8 до 13 человек, ранены десятки.

Еще не закрытые властью "Церковные ведомости" сухо сообщали: «2/15 февр. Расстрел крестного хода в Туле. Ранен еп. Корнилий и много других лиц, убито 13 человек, в т.ч. 2 рабочих оружейного завода. Расстрел в Харькове толпы верующих, собравшихся для проведения крестного хода в связи с Декретом и гонениями на Церковь.» (Церк. Вед. 1918, № 5, стр. 209). В статье Л. Захаровой «Расстрел Крестного хода в Туле. Год 1918-й.» (газета «Тульские Епархиальные Ведомости», 2000, № 1) утверждается, что погибло 8 человек и 60 ранено.

Расстрел крестного хода вызвал возмущение горожан, потребовавших суда над виновниками трагедии и создания комиссии в Москве по расследованию трагедии. Однако большевистская власть этого, разумеется, не допустила.
Дальнейшая судьба епископа Корнилия, раненого во время крестного хода в феврале 1918, сложилась трагично. В 1923 году он был арестован и сослан на три года в Зырянский край. После недолгого перерыва вновь арестован, отправлен на Соловки, а затем на поселение в Казанскую область. 16 апреля 1933 года епископ был убит при невыясненных обстоятельствах.

В заключение стоит напомнить, что сталинский террор против церкви все же значительно превзошел ленинский. Наиболее массовое уничтожение церквей происходило в СССР в начале 30-х годов, а самое массовое физическое истребление церковнослужителей – в период Большого террора 1937-1938гг. В 1937 году было арестовано 136.900 православных служителей церкви, из них расстреляно - 85.300; в 1938 году арест - 28.300, расстрел - 21.500; в 1939 году арест - 1.500, расстрел - 900; в 1940 году арест - 5.100, расстрел - 1.100; в 1941 году арест - 4.000, расстрел - 1.900. В 1929 г. в Советской России было около 30 000 функционирующих православных храмов, а к 1941 г. на “старых” советских территориях уцелело лишь 450 действующих церквей.

Источники:
«Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы», Московский Патриархат, Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, Кафедра церковной истории, Санкт-Петербург, 2006. http://www.el-history.ru/node/391
«Расстрел крестных ходов в Туле и Харькове» http://rusidea.org/?a=25021503
«Противостаньте им силою веры вашей» http://www.svt-alexander-tula.prihod.ru/istorija_khrama_razdel/view/id/31617
Архиепископ Корнилий http://оленьково.рф/novosti/arhiepiskop-korniliy-sobolev/
Tags: красный_террор, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 22 comments