vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

Categories:

1941. Оборона Борисова




Обстановка к 30 июня 1941г.: на 5-й день войны немцы взяли Минск, окружив в треугольнике Гродно-Брест-Минск основные силы Западного фронта. Огромная масса советских войск не была еще уничтожена, но действовать в подобных условиях войска не были обучены. Перед войной, согласно учебным планам, отрабатывались действия в наступлении, атаки, марши; отработка действий в окружении вполне могли стать основанием для репрессий против разработчиков таких планов.

Советская пропаганда усиленно внедряла в массы шапкозакидательские лозунги типа "Воевать будем на чужой территории и малой кровью". При этом еще в начале 30-х годов в РККА существовала хорошо отлаженная система обучения военачальников действиям в условиях окружения, а на территории Украины и Белоруссии были в тайниках складированы запасы оружия, боеприпасов и продовольствия для снабжения войск в условиях глубокого прорыва противника. Все эти тайники были уничтожены НКВД, а многие обученные командиры РККА и кадры Разведуправления РККА, специализировавшиеся на диверсионно-партизанских действиях, расстреляны в 1937г. Окруженные войска в количестве около 250 тысяч личного состава довольно быстро прекратили сопротивление. Лишь незначительной части удалось пробиться на восток к своим, большая часть была взята в плен, многие военнослужащие обосновались в окрестных деревнях. К концу июня в распоряжении Западного фронта было лишь несколько дивизий, понесших значительные потери, между тем в Минске соединились две немецких танковых группы - 2-я Гудериана и 3-я Гота. 47-й танковый корпус группы Гудериана должен был в дальнейшем максимально быстро наступать вдоль шоссе Брест-Москва на Борисов, Оршу, Смоленск, чтобы не дать советским войскам организовать прочную оборону.

Из воспоминаний известного советского писателя и поэта Константина Симонова:
"...По обеим сторонам шоссе между столбами все телефонные и телеграфные провода были порваны. Возле дороги лежали трупы. По большей части - гражданских беженцев. Воронки от бомб чаще всего были в стороне от дороги, за телеграфными столбами. Люди пробирались там, стороной, и немцы, быстро приспособившись к этому, бомбили как раз там, по сторонам от дороги. На самой дороге воронок было сравнительно мало, всего несколько на всем пути от Борисова до поворота на Оршу. Как я уже потом понял, наверное, немцы рассчитывали пройти этот участок быстро и беспрепятственно и сознательно не портили дорогу...

Лето 1941


Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины, большей частью еврейки, судя по одежде, из Западной Белоруссии, в жалких, превратившихся сразу в пыльные тряпки заграничных пальто с высоко поднятыми плечами. Это было странное зрелище - эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок прически. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперед чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха немцы, и они внезапно для себя попадали в плен..."

Оборонять город Борисов, находящийся в 80 км к востоку от Минска фактически было некому, в нем дислоцировалось лишь танко-техническое училище (ТТУ), в котором учились около 500 курсантов. Из Подмосковья к Борисову двигалась 1-я Московская мотострелковая дивизия - довольно сильное воинское соединение, имевшее более 200 танков БТ-7 и несколько Т-34, но успеет ли она? Для организации обороны по Днепру на рубеже Витебск-Орша-Могилев-Гомель катастрофически не хватало времени, и было жизненно важно задержать врага в Борисове, на рубеже реки Березина. Тем временем начальник Борисовского ТТУ корпусной комиссар Иван Захарович Сусайков организовывал оборону города силами своих курсантов: они рыли окопы, ходы сообщений, стрелковые ячейки. С запада через большой бетонный мост в Борисов шли одна за другой группы советских бойцов, оставшихся без управления, растерянных, не понимавших - что происходит? Тяжело ступая запыленными сапогами по мостовой, они брели на восточный берег Березины, на них хмуро смотрели местные жители. Все изменилось в одночасье. Внезапно послышались громкие, четкие команды, исходящие от подтянутого, уверенного в себе полковника-танкиста, появившегося на берегу в сопровождении нескольких командиров. Отступающие солдаты невольно ускоряли шаг, поправляли обмундирование; здесь же на сборном пункте из них формировали временные воинские подразделения - отделения, взводы, роты. Был налажен сбор и учет оружия, снабжение продовольствием и боеприпасами, шанцевым инструментом. Полковником-танкистом, организовавшим этот сборный пункт и формирование сводного отряда из отступавших военнослужащих, был Александр Ильич Лизюков.

Герой Советского Союза, генерал-майор A.И. Лизюков (в центре) с боевыми товарищами на совещании. Село Большая Верейка, июль 1942. Фотография сделана незадолго до гибели А.И. Лизюкова


Персона: Лизюков Александр Ильич, родился 26 марта 1900 года в городе Гомеле. Участвовал в Гражданской войне красноармейцем, командиром артвзвода, батареи. В 1923г. закончил Высшую автобронетанковую школу в Петрограде, в 1927г. Военную Академию им.М.В.Фрунзе. С января 1933 года - командир 3-го отдельного танкового батальона, в 1934 командовал отдельным тяжёлым танковым полком, а с марта 1936 года в звании полковника - 6-й отдельной тяжёлой танковой бригадой им. С. М. Кирова, имевшей на вооружении танки Т-28 и Т-35. В 1935г. был направлен во Францию в составе советской делегации военных наблюдателей на манёврах французской армии. 8 февраля 1938 года был арестован сотрудниками Особого отдела Ленинградского военного округа по подозрению в участии в антисоветском военном заговоре. На допросах с применением пыток из него были выбиты показания о том, что Лизюков якобы "собирался совершить террористический акт в отношении наркома Ворошилова и других руководителей ВКП(б) и Советского правительства путём наезда танка на мавзолей во время одного из парадов". 22 месяца содержался в тюрьме Управления государственной безопасности НКВД Ленинградской области до 3 декабря 1939 года, когда приговором военного трибунала Ленинградского военного округа был оправдан. 24 июня 1941 года полковник А. И. Лизюков был назначен заместителем командира 17-го механизированного корпуса и выехал из Москвы на фронт в расположение штаба корпуса...

27-29 июня 1941г. Бойцы сводного отряда полковника Лизюкова укрепляются на западном и восточном берегах Березины, осуществляют инженерное оборудование позиций. В самом городе заняли позиции курсанты-танкисты. На западном берегу Березины, где находилось предмостное укрепление советских войск, начались первые стычки с гитлеровцами. Немецкая авиация ежедневно бомбит город и позиции наших войск в районе моста.

30 июня 1941г. Во второй половине дня к Борисову подходят с востока подразделения 1-й Московской мотострелковой дивизии полковника Якова Григорьевича Крейзера. Одновременно с запада к городу устремляются передовые части 18-й танковой дивизии немецкого генерала Неринга. Бетонный мост через Березину заминирован группой саперов, команды на подрыв не дают, так как обстановка неясна, а через мост периодически проходят группы отступающих советских войск. В частности, ожидался подход отступающих частей 20-го и 44-го корпусов РККА. Утром 1 июля состоялся массированный налет "Юнкерсов", в котором участвовали не менее сотни самолетов, на позиции советских войск в районе моста. На западном берегу появляется множество немецких танков, они устремляются к мосту, уничтожая до конца уже разбитое бомбежкой предмостное укрепление. Несмотря на ожесточенное сопротивление уцелевших обороняющихся, немцам удается уничтожить их позиции у моста, а также саперов, которые должны были взорвать мост, и закрепиться на восточном берегу. Мост достался немцам в целости, и это было очень плохо. Впрочем, захват стратегически важных мостов удавался в то время немцам довольно часто, например, такими же внезапными ударами в сочетании с действиями диверсантов им удалось захватить мосты через Западную Двину в Двинске в районе действий группы армий "Север", Березину в Бобруйске южнее. В самом Борисове закипели ожесточенные бои с участием сводного отряда Лизюкова, курсантов-танкистов и подразделений 1-й мотострелковой дивизии Я.Крейзера. Одним из героев обороны Борисова стал Рубен Ибаррури, сын известной испанской коммунистки Долорес Ибаррури. Он умело командовал пулеметным взводом, сражался отчаянно, был тяжело ранен. 1 июля немцы выбросили воздушный десант севернее Борисова, который был уничтожен в скоротечном бою подразделениями 1-й Московской дивизии.

Вернуть мост или уничтожить его очень важно. 2-го июля Яков Крейзер, сосредоточивший у Борисова танковый полк из состава своей дивизии, дает приказ на контратаку. Быстроходные БТ и хорошо бронированные Т-34 ударили по флангу 18-й ТД, которая действовала в районе Борисова. Начался танковый бой, в котором участвовали сотни боевых машин. Из письма немецкого фельдфебеля, следовавшего в колонне 18-й ТД:
"...Внезапно появились они. Мы издали услышали гул двигателей, но все равно опоздали. Советские танки Т-26 и Т-34, ведя непрерывный огонь, продвигались параллельно нашей колонне. Уже через несколько секунд начался ад кромешный. Следовавшие в центре колонны три грузовика с боеприпасами взлетели на воздух. Жуткий взрыв разметал во все стороны их обломки..."

Атака


Немецкие подразделения понесли в боях 2-го июля тяжелые потери, они впервые встретились тогда с советскими "тридцатьчетверками", броню которых пробить было очень непросто. Командующий немецкой 2-й танковой группой генерал-полковник Г. Гудериан писал в своих мемуарах:
"...18-я танковая дивизия получила достаточно полное представление о силе русских, ибо они впервые применили свои танки Т-34, против которых наши пушки в то время были слишком слабы..."

Однако сбить немцев с захваченного на восточном берегу Березины плацдарма все же не удалось, причем главным образом из-за действий немецкой авиации, которая буквально свирепствовала над полем боя. 1-го и 2-го июля в Борисове и его окрестностях шли ожесточенные бои, немцы вынуждены были брать штурмом дом за домом, окоп за окопом. Громадное численное превосходство немецкой ударной группировки не могло не сказаться на итоге этих боев, и к исходу 2-го июля Борисов был оставлен советскими частями. Оставшиеся в живых курсанты-танкисты и бойцы сводного отряда полковника Лизюкова вошли в состав дивизии Я.Крейзера.

Итоги обороны Борисова:

Умелые действия бойцов и командиров Борисовского танко-технического училища, сводного отряда полковника Лизюкова, 1-й Московской дивизии позволили на несколько дней задержать продвижение ударных частей вермахта на московском направлении и дали возможность организовать оборону второго стратегического эшелона РККА по рекам Днепр и Западная Двина, на рубеже городов Витебск-Орша-Могилев. Противнику был нанесены существенные потери. Командующий 18-й танковой дивизии вермахта генерал-майор В. Неринг в своем приказе по результатам боёв писал:
"... Потери снаряжением, оружием и машинами необычайно велики... Это положение нетерпимо, иначе мы напобеждаемся до собственной погибели..."



Источники информации:
1."Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия" М., Советская Энциклопедия, 1985.
2. Симонов К.М. "Разные дни войны."
http://militera.lib.ru/db/simonov_km/1_01.html/index.html
3. Крейзер Я.Г. "В боях между Березиной и Днепром."
http://www.rkka.ru/oper/1msd/main.htm
4. Г.Гудериан "Воспоминания солдата"
http://lib.ru/MEMUARY/GERM/guderian.txt nbsp;http://militera.lib.ru/db/simonov_km/1_01.html/index.html
Tags: 1941, арм_ркка, армия, война_2мировая, войны, рег_беларусь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments