Военное училище в Русской армии представляло собой целостный организм. Одной из основных задач офицерско-преподавательского состава было научить своих питомцев гордиться училищем и чувствовать себя членами одной большой дружной семьи. Писатель А. Марков в книге «Кадеты и юнкера» вспоминал: «Мы гордились своим Николаевским кавалерийским училищем. И были уверены, что оно самое лучшее в мире. Если кто-либо из посторонних позволял себе недостойно отозваться об училище — это мы воспринимали как свое личное оскорбление».
Песня юнкеров Николаевского кавалерийского училища и видеоряд https://www.youtube.com/watch?v=FfoAWjBSCDA
У каждого военного училища был собственный девиз. Так, у Киевского Константиновского пехотного училища — «Помните, чье имя носите!», у Алексеевского пехотного — «Дисциплина прежде всего!», у Тифлисского — «Жизнь — Царю, сердце — даме, честь — самому себе!», у Павловского — «Сам погибай, а товарища выручай!», у Виленского — «Виленец один — и тот в поле воин!», у Одесского — «Один за всех, и все за одного!», у Чугуевского — «К высокому и светлому знай верный путь!», у Николаевского кавалерийского — «И были дружною семьею солдат, корнет и генерал!». Эти девизы становились жизненным кредо будущих офицеров.
Юнкера и офицеры Сергеевского артиллерийского училища
Принятие присяги в военных училищах было чрезвычайно торжественным событием. С первого дня поступления в училище юнкерам объяснялось, что отныне они являются «зеркалом» заведения, в котором учатся. По тому, как юнкер был одет, подтянут, воспитан и как умел вести себя в обществе, судили не только о конкретном молодом человеке, но и о военном училище в целом. Ответственность за юнкеров лежала на строевых начальниках. В училищах действовала система общих заседаний офицеров строевого командного состава, на которых докладывали о каждом юнкере в отдельности, его качествах, характере, достоинствах и недостатках. Воспитательный процесс включал также беседы о патриотизме, эстетике, умении офицера вести себя в различных жизненных ситуациях. И все же краеугольным камнем воспитательного процесса в училищах было религиозное воспитание. Каждое училище имело свою церковь, которую юнкера охотно посещали, исповедовались, помогали батюшке, прислуживали при Богослужении, пели в церковном хоре. На стенах церкви висели мраморные доски, где высекались фамилии погибших воспитанников училища.
Учебная программа в военных училищах была очень насыщенной. Юнкера-пехотинцы изучали тактику, артиллерию, фортификацию, военную топографию, военную администрацию, военную историю, законоведение, воинские уставы, военную географию и военную гигиену. С учебным курсом пехотных училищ был схож курс кавалерийских и казачьих училищ, но там юнкера изучали еще иппологию - науку о лошадях. Юнкера-артиллеристы изучали в основном точные науки: математику, включавшую аналитическую геометрию, дифференциальное и начало интегрального исчисления, физику, химию, механику, черчение. В учебную программу инженерных училищ входили, помимо названных предметов, атака и оборона крепостей, минное искусство, подрывное дело, подводные мины, военная топография, строительное искусство, железнодорожное дело, военные телеграфы. В обязательном порядке юнкера изучали Закон Божий, русский и иностранные языки. В курсе русского языка большое внимание уделялось грамотности молодых людей, их умению правильно, красиво и четко излагать свои мысли. Среди литературных произведений, изучаемых юнкерами, были творения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Гоголя, Гончарова, Байрона, Гете, Шекспира. Каждый юнкер должен был уметь хорошо изъясняться на одном из иностранных языков, а на другом — элементарно читать и переводить. Успеваемость оценивалась по 12-балльной системе: 12 баллов — отлично, 11 — очень хорошо, 10 — весьма хорошо, 9 и 8 — хорошо, 7 и 6 — удовлетворительно, 5 и 4 — посредственно, 3 и 2 — дурно, 1 — весьма дурно.
Программы всех военных училищ в обязательном порядке включали обучение верховой езде, танцам, фехтованию и гимнастике. Каждое военное училище имело свой прекрасно оборудованный гимнастический городок, в котором были канаты, шесты, лестницы, турники и прилегающие к ним высокие горки. Ежегодно 15 лучших гимнастов из выпускных юнкеров отправлялись на Высочайший смотр в Царское Село.
День в военных училищах начинался рано: в 6 утра — подъем, умывание и утренний осмотр. Контроль был очень тщательным: хорошо ли начищены сапоги, пуговицы и бляха ремня. После приступали к молитве, а затем следовал утренний чай. Классные занятия продолжались до 12 ч. дня, затем — завтрак, после него — строевая подготовка до обеда в 5 ч. вечера. После обеда юнкерам предоставлялся полуторачасовой отдых. Дальше — самоподготовка до 8 ч. вечера, а затем — 2 ч. свободного времени до отбоя, которые юнкера могли проводить по своему усмотрению: гулять, заниматься в гимнастическом зале, писать письма. Для желающих читать в училищах до 10 ч. вечера работали библиотеки.
Очень часто, по вечерам, перед чаем или вечерней поверкой юнкеров собирали на занятия пением. Петь должны были решительно все, и в результате — юнкерские роты пели превосходно. Пение было частью физического воспитания. Вообще, надо признать, что музыкальная подготовка в военных училищах находилась на должной высоте. Каждое из них имело свой юнкерский оркестр и хор. Совершенно особенное место в юнкерской жизни занимали училищные праздники, сопровождаемые парадами, обедами и шикарными балами. П.А. Нечаев в своей книге воспоминаний об Алексеевском военном училище описывает училищный праздник, который отмечался 22 октября: «В этот день был молебен в церкви училища и парад. Манеж украшался зеленью елок так, что превращался в зимний сад. Устраивалась большая сцена, ставились отрывки из спектаклей и опер. Были очень хорошие артисты из юнкеров… Столовая, сборный зал и все помещения рот были украшены зелеными растениями, и всюду били фонтаны из духов и одеколона (парфюмерные фабрики Москвы давали их бесплатно в целях рекламы). На вечерний бал приглашались институтки старших классов двух Московских институтов, которые получали приглашения и программы в виде юнкерского погона. Их привозили классные дамы. В стенах же училища им предоставлялась полная свобода — танцевали далеко за полночь. Играл оркестр училища. Манеж представлял собой зимний сад, аллеи имели скамеечки, диванчики, классы превращались в буфеты…».
По окончании выпускных экзаменов проводились военные сборы, где происходило производство юнкеров в офицеры. Оно совершалось во всех военных училищах в один и тот же день, а именно — 6 августа, в праздник Преображения Господня. В лагере, расположенном в Красном Селе, при производстве юнкеров петербургских военных училищ российские императоры присутствовали всегда лично; остальные военные училища, и в том числе московские, получали высочайшие телеграммы.
Из лагерей новоиспеченные подпоручики, корнеты или хорунжие возвращались на три дня в стены училищ, после чего покидали их навсегда. Выпускникам выдавалось денежное пособие в размере 400 руб., а кавалеристам и казакам на 150 руб. больше (для приобретения лошади), затем молодые офицеры уезжали в 28-дневный отпуск, после которого были обязаны прибыть к месту службы.
С выпуском связи офицеров и альмаматер не разрывались. Каждое военное училище издавало свой собственный журнал, и бывшие питомцы часто писали в эти журналы письма, статьи, стихи. А юбилейные номера таких журналов, посвященные годовщинам основания училищ, были очень трогательны: в них было просто невероятное количество поздравлений в адрес училища, офицеров и преподавателей и было множество стихов.
Юнкера на гимнастическом смотре
В эпоху Николая II при всех военных училищах были созданы Общества взаимопомощи бывших выпускников. Целью их было оказание помощи бедствующим по каким-либо причинам выпускникам училищ или семьям погибших. Существовали подобные общества за счет пожертвований и благотворительной деятельности, которой они занимались.
Не удивительно, что именно юнкера стали главной силой, выступившей против большевистского переворота 1917г. Они не были развращены революционной демагогией и справедливо оценивали лозунги "грабь награбленное" и требования мира во время войны, как недопустимые. К сожалению, их попытка не увенчалась успехом, все выступления были жестоко подавлены. На Братском кладбище Москвы, которое с трудом удалось восстановить в 90-х годах, установили замечательный памятник нашей российской молодежи, которая в октябре-ноябре 1917 отчаянно сражалась в Москве против отрядов "красных". Это - по-настоящему хорошее дело. Вечная слава и земля пухом этим молодым русским патриотам...
Источники:
Российские юнкера, 1864-1917. История военных училищ http://www.e-reading.by/bookreader.php/1000763/Vorobeva_Alla_-_Rossiyskie_yunkera_1864-1917._Istoriya_voennyh_uchilisch.html
Военные училища Российской империи в Великую войну http://armflot.ru/index.php/traditsii/278-voennye-uchilishcha-rossii-v-velikuyu-vojnu
Революционные бои 1917г. в Москве http://moscowwalks.ru/2015/11/19/revolution-1917-moscow/