После начала сталинских реформ в сельском хозяйстве в СССР начался голод, который присутствовал практически непрерывно до самой смерти главного организатора голода в 1953 году. Менялся только уровень смертности. Прекратилась голодная смертность только после начала массовых закупок продовольствия (особенно зерна) за границей.
Украинские студенты создали онлайн-ресторан, где можно найти блюда, которыми питались люди в голодные годы: на фотохлебец из травы с семенами льна (uncounted.ual.ua)

"Голодный хлеб"
Его делали из остатков колосьев — мякины различных злаков, а также из льняного жмыха и мякины. Готовили его и из трав — лебеды, конского щавеля, семян свербиги, тамельчука и других сорных трав, корней пестреца и куфелки. Использовали и то, что давали деревья и кустарники: ягоды черёмухи, листья и древесину липы, дубовую кору и жёлуди, берёзовый цвет и кору, листья клёна.
Кошки и собаки
В начале 30-х годов люди вынуждены были начать есть и собак, и кошек. Последних нелегко было поймать, животные начали бояться людей. Части тел варили, из их голов варили холодец.
На кошачье и собачье мясо появился большой спрос и оно стало ценным товаром. Так, собачатина стоила в среднем 12 рублей, дохлятина — 6 — 8 рублей за килограмм.
Что касается костей животных, то их крестьяне тоже научились есть, выпаривая в котлах и размалывая. Питались и шкурами животных. Кроме костей, на муку мололи подошвы от обуви, кожаные ремни, кирзовые сапоги и варили из них суп.
Гнилая картошка
Зимой собирали мерзлую картошку, которая осталась на колхозных полях после сбора урожая. Из перемерзших картофелин пекли клецки. Из гнилой, растертой в макитре картошки готовили лепешки, которые на Украине называли «блевали», а в РСФСР и Белоруссии — «тошнотики».
Крапива
Пригодна для целой серии блюд. Молодая крапива очень вкусна и некоторые готовят ее не только во время голода. Ее можно заготовить весной и засушить. Обычно варят суп, но можно из перетертой крапивы напечь лепешек.
https://24tv.ua/ru/chto-eli-vo-vremja-golodomora-1932-1933-sup-iz-sapog-kora-soloma_n1468794
Чакан
На мелководье по речным берегам растет рогоз, у нас его называют чакан, некоторые путают с камышом. У чакана коричневые бархатистые соцветия-свечки, похожие на эскимо. Корни его резали на дольки, сушили, мололи в муку и пекли из нее лепешки.
"Какая-то бурда"
В школе я не рассказывала, что я дочь врага народа, и в классе этого не объявляли, но все равно дети чувствовали, что я какая-то не такая. Мне в последнюю очередь выдавали учебники в библиотеке, не дали подарок на Новый год. В школе варили какую-то бурду и кормили детей, а мне ее не давали. Учительница приносила мне эту похлебку тайком в кладовку уборщицы. Если бы узнали, что она помогает дочери врага народа, ее бы в школе не было.
Чтобы маму тоже не арестовали, мы переехали в Воскресенск. Мама работала там на фетровой фабрике. Было очень голодно, ели траву, крапиву, лебеду. Мама обратилась за помощью в заводской комитет. Ей сказали: «А где ваш муж? Почему вас еще никуда не выслали?». Для меня не так страшна война, как вот это.
С подружками ночами ходили в поле собирать колоски, прятались от охранников на лошадях, чтобы они не отняли сумки с колосками. Дома их растирали руками, зерно ели, и мама толкла его в ступе и пекла лепешки с травой. Спасала скорода — дикий чеснок, — ее мешками носили с луга. А еще мы ходили в Белянское, в лес за желудями. Спешили набрать побольше до полой воды, снег разгребали руками. Желуди потом жарили в печке, толкли в ступе и пекли хлеб.
https://riavrn.ru/projects/pischa-voyny/
Саранка.
«В прошлом году мать нашла на огороде сгнившую и засохшую картофелину, и хотела приготовить из нее лепешку. Еле отговорил. А в 1946 году они спасались от голода картошкой, пролежавшей в силосных ямах года три. Впрочем, это был не очень голодный год. Смертельный был 1932−33… Помню, как в моем детстве, по весне, отец замечал какую-то былинку, выковыривал из земли луковицу, отламывал дольку и давал мне:
— Попробуй, саранка. Мы их в детстве любили.
Я ел и думал, какую гадость они любили. А отец ел с удовольствием и какой-то задумчивостью. Отец и мать были стихийными ботаниками. Они не знали ни латинских, ни официальных названий растений, но отлично знали все съедобные. Барашки — желтые цветки на голых ножках, медуница, кислица (не щавель, едят не листья, а стебель), борщевик, рогоз, заячья капуста, дикий лук, папоротник, хвоя лиственницы, свечки — молодой прирост сосны, камбий — сладкий слой между корой и древесиной…. Про грибы, орехи и ягоды не говорю, знали все. А еще ели колоски. Не те пресловутые колоски, за которые давали до двух лет тюрьмы, а колоски молочной или восковой спелости. Обжигали на костре ость колоска ржи, ячменя или пшеницы, и ели. Отец пережил голодомор на траве — крапива, лебеда была в семье главной едой. Но не хватало. Его 2-х летний братишка помер, потому что тащил в рот все, что попало. Те, кто постарше, ели правильные травы, а за мелкими уследить не всегда удавалось. Вот и помер брат Митька." Евгений Ладик http://samlib.ru/l/ladik_e_p/chtoeliwgolodomor....
Дуранда.
«То, что иногда я встречаю упоминание о нормах макарон и вермишели у меня это вызывает недоумение. В ночной голодной очереди была мечта, чтобы утром в магазине оказалась дуранда. А то и её не было.
Дуранду я боготворил. Она как-то отвлекала. Чувства голода я не помню, может, привык к тому, что было. Но когда можно было пососать чуть-чуть дуранды, это было вкуснее теперешних конфет и разносолов.
Справка: в первый год блокады в ленинградских магазинах продавался жмых — спрессованные бруски отходов, оставшихся от производства муки. Такие куски жмыха называли дурандой. Ее распаривали в кастрюле до консистенции каши или же запекали.
Еловый отвар.
Помню, какое счастье было, когда мать приносила еловые ветки и варила из них отвар. Этот кисленький отвар мне казался самым вкусным в мире.
Теплая вода.
Есть надо было уметь пить. Я и сегодня поражаю окружающих тем, что не могу напиться теплой водой любого типа (чай, кофе, молоко).Чтобы напиться, мне нужна холодная вода. Теплая вода — это еда типа супа.
Ее надо было и пить особо. Сначала берешь в обе руки кружку и греешь руки, а потом прихлебываешь потихоньку, получая удовольствие от разливающегося тепла."
Из воспоминаний Игоря Коровина https://www.proza.ru/2011/10/22/1076
Столярный клей
«Самым роскошным блюдом для той первой зимы являлся студень из столярного клея, в который мы добавляли бабушкину горчицу…» Алиса Фрейндлих https://nationmagazine.ru/people/samoe-vkusnoe-c...
Справка: чтобы приготовить студень из столярного клея, плитку (100 грамм) клея замачивают в холодной воде. Через несколько часов, когда клей набухнет, добавляют воды до пятикратного размера и кипятят на медленном огне. По вкусу добавляют соль и для отдушки тухлого запаха можно добавить перец, лавровый лист и пр. После получасового кипячения жидкость выливают в плоскую посуду и ставят в холодное место. Через 3—4 часа заливное готово.
Лебеда.
«Я помню эту самую вкусную на свете похлёбку из травы-лебеды. Помню до мелочей эти самые замечательные дни из моего детства. И бабушку, сумевшую прокормить ораву детей и внуков в трудные годы. Летом. Когда на огороде первым лакомством росла только трава-сорняк. Лебеда. Сегодня такой же жаркий, тихий, безветренный день. Как более полувека назад. Дома меня ждёт борщ из свекольной ботвы. Он мне чем-то напоминает тот, бабушкин суп. И я его, как когда-то бабушка, забеливаю молоком…» Из воспоминаний Галины Одинцовой https://www.proza.ru/2017/07/21/1567
«Бабушка мне рассказывала, как они жили, тогда она была ещё девочкой, в период очередного советского голода в 1946−47 годах, когда от него умерло от 1 до 1,5 млн человек. Так вот, самой вкусной едой тогда у них был суп из лебеды (такая распространённая съедобная трава) — не было вкуснее на свете того супа, как рассказывала бабушка. И когда голод закончился (слава Богу, им удалось выжить) и наконец можно было отказаться от сборов лебеды по обочинам, ещё долго они, дети, вспоминали „тот самый вкус“ волшебного, вкуснейшего супа. И как-то раз дети упросили мать, мою прабабку, вновь сварить их любимый вкуснейший суп, как они его вспоминали — суп из лебеды. Умудрённая мама их предупреждала, что, мол: „Вы его есть не будете!“, — но дети не поверили, ибо как же так, они же помнят, как это было ВКУСНО! И вот „тот самый“ суп был-таки сварен, но, как и предсказывала мать, восторг закончился после первой же ложки — суп без своего секретного ингредиента — смертельного голода, — был совершенно не вкусным. Всё так и вылили в помойку…»
Тот самый вкус https://konstantinus-a.livejournal.com/1182586.html