vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

Categories:

Русские линкоры. "Императрица Екатерина Великая".


Решение об усилении Черноморского флота новыми линейными кораблями было вызвано сообщениями о намерении Турции приобрести за границей три современных линкора типа "дредноут", что сразу бы обеспечило ей подавляющее превосходство на Черном море. Для сохранения баланса сил российское Морское министерство решило построить и ввести в боевой состав Черноморского флота 3 линкора. Для ускорения их постройки проектные решения принимались в основном по опыту и образцу заложенных в 1909 году в Петербурге четырех линкоров типа "Севастополь". Подобный подход позволил значительно ускорить процесс. На черноморские линкоры перешли и такие достоинства, как трехорудийные башни, считающиеся по праву выдающимся достижением отечественной техники.

Постройку поручили двум частным заводам в Николаеве: ОНЗиВ (Завод Общества Николаевских заводов) и Руссуд. Руссуд получил заказ на два корабля, третий (именно "Екатерину") поручили строить ОНЗиВ.

3 линкора были заложены 11 июня 1911 года. 2 из них ("Императрица Екатерина Великая" и "Императрица Мария" построены за 3 года, как раз к началу Первой Мировой войны. Третий линкор «Император Александр III» был введен в строй уже после Февральской революции. В ходе войны было решено построить четвёртый линкор «Император Николай I», он уже был спущен на воду, но в состав флота до конца войны не вошёл. В связи с решением оборудовать головной корабль в качестве флагманского, все корабли серии распоряжением морского министра И.К. Григоровича было приказано называть кораблями типа "Императрица Мария".

"Екатерина" в ходе постройки


Конструкция корпуса и система бронирования "черноморцев" в основном соответствовали проекту балтийских дредноутов, но частично были доработаны. На "Императрице Екатерине Великой" имелось 21 главных поперечных водонепроницаемых переборок. По верхней палубе поверх 37,5 мм броневых плит укладывался настил из сосновых досок толщиной 50 мм. Двадцать водотрубных котлов треугольного типа питали турбинные агрегаты, работавшие на четыре гребных вала с латунными винтами диаметром 2,4 м (частота вращения при 21-узловой скорости 320 об/мин). Суммарная мощность корабельной электростанции (шесть генераторов переменного трехфазного тока напряжением 220 В) составляла 1840 кВт. Имелось шесть прожекторов диаметром 90 см. Для трех становых втяжных якорей системы Холла (в том числе один кормовой) весом по 8 т предусматривались якорные цепи калибром 76 мм и длиной: две по 150 морских саженей (274 м) и одна 100-саженная (183 м).

Строители корабля


ОНЗиВ 24 мая 1914 года спустил на воду черноморский линкор "Императрица Екатерина II".

Водоизмещение: 24 664 т.

Размеры: длина - 169,47 м, ширина - 28,07 м, осадка - 9 м.

Скорость хода максимальная: 21,5 узлов.

Дальность плавания: 3000 миль при 12 узлах.

Силовая установка: 4 винта, 33 000 л.с.

Бронирование: палуба - 25-37 мм, башни - 125-250 мм, казематы - 100 мм, рубка - 250-300 мм.

Вооружение: 4х3 305-мм башни, 20 130-мм, 5 75-мм орудий, 4 450-мм торпедных аппарата.

Экипаж: 1386 человек.



По утвержденной 11 января 1915 года комплектации военного времени в команду назначалось 30 кондукторов и 1135 нижних чинов (из них 194 сверхсрочнослужащих), которые объединялись в восемь корабельных рот. В апреле-июле новыми приказами командующего флотом добавили еще 50 человек, а число офицеров довели до 33-х.

В сентябре 1915 года начались швартовные испытания корабля. С 15 по 28 сентября комиссия приняла электрооборудование линкора, все водяные и сточные системы, паровое отопление, торпедные воздухопроводы и компрессоры. Утром 26 ноября корабль снялся с бочки и вышел в море на мерную линию мыс Ай-Тодор - мыс Меганом. Средняя осадка корабля была 8,7 м, что соответствовало водоизмещению 24497 т. До 12 часов корабль опробовал турбины при частоте вращения 280 об/мин, затем снизив ее до 200 об/мин, начал испытание артиллерии. При осмотре остаточных деформаций в подкреплениях башен обнаружено не было. В 11 часов 30 минут 27 ноября начались испытания механизмов на полный ход. Под парами находились 20 котлов, турбины действовали удовлетворительно, пар держался ровно, температура подшипников была нормальной. Общий расход угля несколько превысил контрактную норму. Турбины легко развили 330 об/мин, что соответствовало 30000 л.с. 28 ноября в 13 часов линейный корабль "Императрица Екатерина Великая", возвратился в Севастополь. 30 ноября после осмотра котлов, главные и вспомогательные механизмы были приняты в казну. Начались флотские будни.

"Екатерина" в походе


Первая встреча с немецким линейным крейсером "Гебен" выпал совершавшей свой первый боевой поход "Императрице Екатерине Великой" у острова Кирпен утром 26 декабря 1915 года благодаря блестящим действиям эсминцев Пронзительный и Пылкий, которые и навели вышедший в море Гебен на поджидавший его русский линкор. Опознав своего противника, немецкий линейный крейсер тотчас повернул к Босфору. Стремясь, по-видимому, с максимальным эффектом использовать мощь бортового залпа, "Екатерина" не сразу легла на курс погони, а некоторое время шла параллельно. Этого оказалось достаточно, чтобы "Гебен" успел-таки реализовать свое преимущество в скорости (из-за обрастания корпуса и изношенности подшипников гребцых валов он мог идти немногим более 24 уз). Окруженный фонтанами от ложившихся залпов русского линкора (палуба была испещрена следами осколков, пробит гафельный флаг), он, однако, сумел увеличить расстояние, составлявшее в начале боя 125 кабельтовых, и уйти от погони.

4 мая 1917 года линкор "Императрица Екатерина Великая" (с 16 апреля он стал называться "Свободная Россия") прикрывал ночную минную постановку, а затем еще две у Босфора. Причем в день первой из них (12 июня) столкнулись с "Бреслау", возвращавшимся после удачно осуществленной им обширной диверсии у Сулинского и Килийского горл Дуная и у о.Фидониси. Преследуя его, "Свободная Россия" с расстояния 120 кабельтовых сделала девять выстрелов, которые легли недолетами. Сопровождавшие линкор эсминцы "Гневный" и "Счастливый", сблизившись до 60-80 кабельтовых, в течение 2,5 часа вели бой, но командующий отрядом заградителей капитан 1 ранга Л. Иванов не использовал возможность преградить "Бреслау" путь отхода и помочь "Императрице Екатерине Великой" сблизиться с ним. Результат был прежний - "Бреслау" опять ускользнул.

Февраль-март 1917 года прошел в Севастополе без крови, убийств и грабежей. Особое положение хорошо изолированной крепости, условия действующего, непрерывно плавающего флота и непререкаемый еще авторитет его главнокомандующего А.В. Колчака не позволили проявиться той уголовно-революционной шпане, которая в Гельсингфорсе главной базе Балтийского флота молниеносно организовавшись, беспрепятственно грабила корабли и квартиры, убивала офицеров и кондукторов.

Но уже в апреле большевистская пропаганда и клич "грабь награбленное" всколыхнули и Севастополь. Не выдержав нараставших требований матросов, добивавшихся все большей "воли" и разоружения офицеров, выбросил за борт свое золотое наградное оружие и покинул флот А.Д. Колчак.

Последний шанс поймать "Бреслау" представился флоту 19 октября 1917 года, но начавшееся разложение выплеснулось в неповиновение команд линкоров. Несмотря на своевременно перехваченные радиопереговоры "Бреслау" и оперативную отправку к Босфору трех маневренных групп (2-ю возглавил совершавший свой первый боевой поход линкор "Воля" - бывший "Император Александр III"), операция была сорвана из-за ухода со своей позиции "Свободной России". Отстранив от управления кораблем офицеров, требовавших выполнения боевой задачи, матросы сами привели корабль в Севастополь.

После развала фронта и подписания катастрофического для России Брестского мирного договора с Германией корабли Черноморского флота перешли в Новороссийск. Главная база Черноморского флота Севастополь был занят немцами. В Новороссийске в ходе неописуемого бардака часть команд решила увести свои корабли обратно в Севастополь. Другая часть затопила корабли. Эсминец "Керчь" 18 июня 1918 г. торпедировал линкор "Императрица Екатерина Великая". Попадания трех торпед ни в чем не изменили положение корабля, и только от четвертой, вызвавшей взрыв артиллерийских погребов между второй и третьей башнями, линкор начал крениться и через 3 минуты 42 секунды опрокинулся. Продержавшись вверх днищем еще 37 минут (из всех кингстонов били высокие фонтаны воды) корабль затонул на глубине 40 м.

Предпринятое в 1930 году извлечение ЭПРОНом из погребов корабля его боезапаса привело к взрыву (от детонации при подрыве вблизи корабля вспомогательного заряда, которым хотели расчистить путь в погреб), разрушившему корабль, отчего к нему долгое время уже не подступались. Лишь в предвоенные годы удалось поднять башни линкора...

Источники:

Линейный корабль "Императрица Екатерина Великая" http://www.kchf.ru/ship/linkor/impekaterinvel.htm

Императрица Екатерина Великая". Документальный фильм об экспедиции к затонувшему линкору. https://www.youtube.com/watch?v=CujHhz7lvX0

История в фотографиях https://foto-history.livejournal.com/6113442.html
Tags: война_1мировая, рос_империя, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments