vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

Categories:

Забытые имена: ас мирового уровня Николай Гулаев

Как большевицкому агитпропу удавалось замолчать потрясающие реальные подвиги советских воинов (при это частенько прославляя выдуманные) - мы, наверное, никогда не поймем. В этой статье речь пойдет о выдающемся летчике-асе Николае Гулаеве. По соотношению количества сбитых им самолетов и затраченного на это времени, возможно, он является самым результативным асом Второй Мировой войны. Современники отзывались о нем, как о человеке, который очень не любил лебезить перед начальством и мог так рубануть "правду-матку", что далеко не всем это нравилось. Возможно, именно "неуживчивый" характер и стал причиной его забвения относительно широко распиаренных Покрышкина с Кожедубом.

Возможно, лучший ас Второй Мировой войны Николай Дмитриевич Гулаев


26 февраля 1918 года в семье слесаря завода «Красный Аксай» Дмитрия Семёновича Гулаева родился первенец. Назвали Николаем. Рос он любознательным, настойчивым, очень любил спорт, увлекался плаванием. Часто выступал на соревнованиях за честь своей школы. Когда Николай окончил школу, проблемы выбора жизненного пути не было. Он твёрдо решил, как и отец, стать слесарем. Проучившись 2 года в ФЗУ и получив профессию слесаря, Николай пошёл работать на Ростовский завод «Эмальпосуда».

В это же время юноша увлёкся авиаспортом и стал посещать аэроклуб. Постепенно созрело желание стать военным летчиком, и в 1938 году Гулаев уезжает на учёбу в военную авиационную школу. Закончив ее в декабре 1940 года, Николай прибывает для дальнейшей службы в 423-й авиаполк. Здесь, под Могилёвом, молодой пилот встретил известие о начале войны. Но в бой ему вступить не пришлось, по приказу командира он перелетел на другой аэродром для получения новых самолётов, а затем был направлен на противовоздушную оборону важного промышленного центра далеко от линии фронта. Там же Николай освоил полеты ночью.

Только в июне 1942 года Гулаев был переведён в 487-й авиаполк, где 3 августа 1942 года вступил в свой первый воздушный бой. Причем взлетел без приказа, ночью... И сбил вражеский «Хейнкель». Командир объявил ему взыскание за недисциплинированность и одновременно представил к награде. Так начался боевой путь одной из самых ярких ратных судеб в советской авиации.

Однажды группа истребителей под командованием Гулаева вылетев на патрулирование встретила более 20 Ju-87, шедших без прикрытия на штурмовку наших войск. В завязавшейся схватке, Николай сбил лидера вражеской группы, а его лётчики ещё 2 самолёта. Остальные стали поспешно удирать за линию фронта, беспорядочно сбрасывая бомбы. Чуть позднее появилась новая группа Ju-87 — еще 36 самолётов, теперь уже под охраной 18 Ме-109. Несмотря на значительное преимущество противника в силах, наши лётчики атаковали их и сбили 5 самолётов, принудив к бегству остальных.

В феврале 1943 года, после окончания курсов командиров звеньев, лейтенант Н. Д. Гулаев был направлен в 27-й истребительный авиаполк. В составе этого полка он прожил свой «звездный» год, сбив в воздухе более 50 неприятельских машин и став дважды Героем Советского Союза. Говорить о «школе» Гулаева не принято, потому что у него несомненно была слишком особенная, очень рискованная манера ведения боя, основанная на высоком летном мастерстве, которую вряд ли кто-то мог скопировать.

30.05.1944 года Гулаев cбивает 5 самолётов. Дважды ( 5.07.1943, 25.04.1944 ) он одерживал по 4 победы в день. Трижды ( 7.07.1943, 12.07.1943, 18.04.1944 ) уничтожал по 3 самолёта и в шести боях ( 14.05.1943, 24.10.1943, 28.10.1943, 15.12.1943, 17.12.1943, 8.01.1944 ) делал дубль. На его счету 3 разведчика-корректировщика FW-189, а сбить "раму" - это был показатель!

Лётчик 27-го истребительного авиаполка ( 205-я истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт ) старший лейтенант Н. Д. Гулаев особенно отличился на Курской дуге в районе Белгорода. Накануне Курской битвы немцы сосредоточили там около 1000 самолётов. Наряду с новинками бронетехники вермахт впервые широко использовал здесь новейшие истребители FW-190 А-4, А-5 и А-6 с мощнейшим вооружением. В первой же схватке 14 мая 1943 года, отражая налёт на аэродром Грушка, Николай в одиночку вступил в бой с 3 бомбардировщиками Ju-87, прикрываемыми 4 Ме-109. Разогнав самолёт на малой высоте, Николай сделал «горку» и, приблизившись к ведущему бомбардировщику, с первой же очереди сбил его. Стрелок второго «Юнкерса» открыл по нему огонь. Гулаев сбил и его. Пытался атаковать третий, но кончились патроны, и тогда Николай решил его таранить. Левым крылом своего Як-1 он ударил по правой плоскости «Юнкерса» и тот рассыпался на части. Неуправляемый истребитель вошёл в штопор. После нескольких попыток Гулаеву удалось выровнять самолёт и посадить его у переднего края. Пехотинцы 52-й стрелковой дивизии — свидетели этого героического подвига — вытащили его из кабины и понесли на руках, думая, что он ранен. Удивительно, но Гулаев не получил ни одной царапины. Прибыв в полк, он просто сел на новую машину и в этот же день снова отправился в бой. За этот подвиг Н. Д. Гулаев был награждён орденом Красного Знамени.

Николай не мог бы достичь высочайшего уровня летчика-истребителя, если бы непрерывно не повышал уровень теоретической подготовки. Внимательнейшим образом он изучал попадавшую ему в руки специальную литературу, обсуждал с боевыми товарищами тактику боя.

День начала Курской битвы Гулаев ознаменовал 4 личными победами, одержанными в 6 боевых вылетах на прикрытие аэродромов. На следующий день Гулаев сбил FW-190, 7 Июля — Ju-87, а также Hs-126 и FW-189, записанные как групповые победы, 8-го — Ме-109, 12-го — 2 Ju-87. 12 июля Николай Гулаев сделал свой «дубль», уже будучи назначенным командиром 2-й эскадрильи 27-го истребительного авиаполка.

В один из дней четвёрка истребителей, ведомая Гулаевым, провела потрясающий бой. Внезапно они атаковали группу из примерно 100 самолётов противника. Расстроив боевой порядок, летчики сбили 4 немецких бомбардировщика, 2 истребителя, при этом все четверо благополучно вернулись на свой аэродром.

9 июля в районе Белгорода Николай Гулаев совершил свой второй таран и вновь благополучно приземлился, только на этот раз на парашюте.

К середине июля сильно поредевший полк был выведен с фронта для пополнения и перевооружения. К этому моменту Николай совершил 147 вылетов на Як-1. 9 августа 1943 года Гулаев совершил свой первый полёт на американском истребителе Р-39 «Аэрокобра», вооруженном 37-мм пушкой и несколькими пулеметами. В первом же боевом вылете на новой машине уничтожил очередного «лаптёжника», через 2 дня мощной очередью по кабине сбил Ju-88, назавтра — 2 Ме-109, 29 октября — ещё одного «мессера» и закончил месяц, сбив модифицированный Не-111 с усиленным вооружением и бронированием.

Николай Гулаев и его верная "Кобра"


Важно отметить, что все свои победы Гулаев одержал отнюдь не в режиме «свободной охоты», как часто практиковали немецкие асы. Его боевые вылеты осуществлялись на прикрытие наземных войск, аэродромов или переправ, на его официальном счету также до 10 перехватов и разведок.

28 сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими оккупантами, Николаю Дмитриевичу Гулаеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. К тому времени на его боевом счету числилось 27 сбитых самолётов противника. На митинге в полку герой дал товарищам слово удвоить это число.

Во фронтовой газете Николай опубликовал серию статей о своем боевом опыте. В одной из них он писал: «Хоть ты одержал несколько побед, однако не думай, что уже достиг совершенства, стал первоклассным лётчиком - истребителем. Пока ты сидишь и самоуверенно подсчитываешь свои победы, противник обгонит тебя, он найдёт то новое, что по своей самонадеянности упустил ты, и в очередном поединке поймает тебя на хитром маневре».

Сам он, безусловно, служил образцом творчески мыслящего мастера воздушного боя. В ноябре 1943 года в районе Пятихаток ему удалось уничтожить 2 особенно ненавистные для солдат разведчика - корректировщика FW-189. В новогодних боях за Кировоград Гулаев одержал 3 двойные победы.

В начале 1944 года Гулаев принимает участие в освобождении Правобережной Украины. 8 января четвёрка истребителей под его командованием, прикрывая наземные войска, атаковали большую группу вражеских бомбардировщиков и истребителей ( до 50 машин ). Используя облачность, наши лётчики внезапно с первой же атаки сбили 4 немецких самолёта. В этом скоротечном бою Николай Гулаев уничтожил 2 вражеские машины.

Замечательный бой был проведён им, когда весной 1944 года войска 2-го Украинского фронта форсировали реку Прут и создали на её западном берегу плацдарм. 5 марта шестёрка «Аэрокобр» под командованием Гулаева вылетела на прикрытие наших наземных войск. Вскоре лётчики обнаружили большую группу вражеских самолётов. Бомбардировщики шли тремя девятками в боевом порядке «клин» под охраной 8 истребителей. С земли поступила команда: «Перехватить противника и ни в коем случае не допустить их до наших войск». Оценив обстановку, Гулаев принял решение: самому в составе двух пар атаковать бомбардировщиков, а паре Петра Никифорова связать боем истребителей прикрытия, тем самым облегчив выполнение основной задачи — уничтожение бомбардировщиков. План Николая сработал безукоризненно: пока пара Никифорова носилась на виражах с "мессерами", Гулаев со своей группой стремительно врезался в боевые порядки бомбардировщиков. С неба на землю начали нестись горящие немецкие самолеты. В этой схватке нашими лётчиками было уничтожено 11 вражеских машин. Основная задача — не дать противнику сбросить бомбы на наши войска — была успешно выполнена.

Николай Гулаев зимой 1944 года.


Боевую работу на фронте прославленный ас закончил в августе 1944 года. Несмотря на его отчаянные протесты пришлось отправляться на учебу в академию. К тому моменту он лично сбил 55 вражеских самолетов в 69 воздушных боях, что является одним из мировых рекордов боевой эффективности для летчика-истребителя.

Говорят, в 1944 Гулаев был представлен к награждению третьей звездой Героя Советского Союза, однако представление «завернули». Что-то летчик натворил, "не так" себя повел. Все же это не помешало летчику-герою в 1950 году окончить Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, а в 1960 году – Военную академию Генерального штаба. В послевоенные годы Гулаев одним из первых советских летчиков освоил управление реактивным истребителем.

Николай Дмитриевич Гулаев командовал авиационной дивизией в Ярославле, а затем стал командующим 10-й армией ПВО со штабом в Архангельске. Сослуживцы летчика-героя по 10-й армии ПВО вспоминали, что генерал не воспринимал свою жизнь на севере страны как ссылку и всегда целиком отдавался военной службе – объем возложенных на него задач был огромным. По воспоминаниям сослуживцев, среди офицеров его армии ходили слухи о том, что у Гулаева в Москве имелись высокопоставленные недоброжелатели... Полковник Георгий Мадлицкий бывший офицер штаба 10-й армии ПВО отмечал: «Гулаев имел высочайший авторитет, хотя не очень любил рассказывать о своих военных подвигах. С одной стороны он был очень требовательным и жестким офицером, на дух не переносил в армии бездельников и разгильдяев. С другой стороны, он с большим вниманием относился к людям, стараясь всеми способами помочь им, улучшить условия жизни и прохождения службы... Только представьте себе, в 1968 году он лично пригласил в нашу «деревню» Владимира Высоцкого, который выступил в Доме офицеров, это было большое и запоминающееся событие».

В 1973 году норвежские власти пожаловались в Москву, сообщив, что личный состав советской 10-й армии ПВО занимается браконьерством и отстреливает белых медведей. На самом деле, Гулаев дал распоряжение отстреливать медведей только при их приближении к частям после двух случаев нападения опасных животных на солдат. В результате Гулаева вызвали для разбора в Москву на парткомиссию, где генерал снова продемонстрировал свой несдержанный характер. Гулаева сняли с должности командующего армией, назначив на пост начальника управления боевой подготовки войск ПВО страны. В отставку генерал-полковник Николай Дмитриевич Гулаев вышел в 1979 году, жил в Москве. Скончался 27 сентября 1985 года в возрасте 67 лет.

Сегодня на родине героя в городе Аксай есть улица его имени, также в Аксае установлен бюст героя.


Не так давно на доме в Архангельске, в котором жил генерал-полковник, когда возглавлял 10-ю армию ПВО, ветераны данной армии установили мемориальную доску. Ежегодно 9 мая возле нее появляются живые цветы.

Источники:

Николай Гулаев - забытый ас https://topwar.ru/136972-zabytyy-as-nikolay-gulaev.html

Героический летчик Гулаев Николай Дмитриевич https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/velikie/geroicheskij-letchik-gulaev-nikolaj-dmitrievich.html

Гулаев Н.Д. https://history.wikireading.ru/253891
Tags: авиация, война_2мировая, забытые_имена
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment