vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

Categories:

Учебная подготовка пилотов "люфтваффе"


В Германии в свете подготовки ко Второй Мировой войне особое внимание было уделено подготовке летных экипажей. Когда Гитлер пришел к власти в 1933 году, в стране насчитывалось около 2000 летчиков, имевших боевой опыт Первой мировой войны. С этого времени юноши в возрасте от 12 до 16 лет стали привлекаться на службу в зарождающиеся Люфтваффе через Авиамодельные школы, где они узнавали элементарные основы планирования и основы теории полета.

В возрасте 18 лет молодые мужчины поступали в учебные авиационные части, где в течение двух-трех месяцев они проходили соответствующую тренировку и получали базовую наземную подготовку. В каждом полку было обычно до 1000 слушателей.

После выпуска из такой учебной части новобранец проводил два месяца в так называемой «стажерской роте» («Fluganvaertkompanie»). Здесь он ожидал распределения на летную подготовку и два месяца занимался изучением общих авиационных дисциплин. Летная подготовка начиналась в начальной летной школе (в люфтваффе ее называли «Школа А/В»), где курсанту давали 100−150 летных часов, из которых около 5 часов приходились на полеты с инструктором, а примерно 25 часов составляла отработка взлета, простых виражей и посадки на три точки на легких бипланах «Фокке-Вульф», «Клемм» или «Бюкер». На втором этапе начальной летной подготовки за курсантом внимательно наблюдали, поскольку вскоре он должен был получать летное удостоверение и «крылья». Инструкторы должны были решить, какая специализация ему больше подойдет: истребитель, бомбардировщик или, возможно, разведчик или наблюдатель. Дальнейшая летная подготовка зависела от специализации.

Будущие летчики бомбардировочной и разведывательной авиации переводились в «Школы С». Курс обучения длился 3−6 месяцев и включал в себя около 60 летных часов. На этом же этапе обучения отрабатывались ночные полеты, а также, в определенном объеме, полеты вслепую и маршрутные полеты. В качестве учебных использовались боевые самолеты устаревших и современных типов. После выпуска из «Школы С» летчик попадал на шестинедельные курсы в специализированной школе для обучения полетам по приборам, где получал еще 50−60 часов летной практики, включая работу на тренажере Линка. Следующим этапом обучения была специализированная школа бомбардировщиков или разведчиков. Этот курс, продолжавшийся около трех месяцев, был посвящен совместному обучению пилота, радиста и наблюдателя в составе экипажа на новейших типах боевых самолетов. Общее обучение в специализированных школах бомбардировочной и разведывательной авиации в основном строилось по тем же принципам, что и в «Школах С», но большее внимание уделялось ночным и маршрутным полетам, которые осуществлялись в любую погоду. После завершения курса обучения экипажи бомбардировщиков и самолетов-разведчиков обычно получали назначение в строевую часть, имея за плечами в общей сложности от 18 месяцев до 2 лет обучения и около 250 часов налета.



Будущие истребители после получения летного удостоверения и «крыльев» поступали в истребительную школу и проходили трехмесячный курс обучения на истребителях простейших типов, а затем пересаживались на боевые Ме-109 или двухмоторные Ме-110. Налет на машинах одного из этих двух типов мог составлять около 50 часов. Таким образом, к моменту назначения в строевую часть общий налет пилота составлял около 200 часов.

Обучение пилотов пикирующих бомбардировщиков осуществлялось в специализированной школе пикирующих бомбардировщиков в течение четырех месяцев. Курсант совершал около 15 практических вылетов с инструктором, а затем начинал отрабатывать бомбометание с пикирования самостоятельно. Поскольку нагрузка на пилотов была очень высока, в день разрешалось совершать не более 15 самостоятельных входов в пикирование. При обучении вход в пикирование происходил обычно на высоте около 1600 метров, а сброс бомб и выход — на высоте около 900 метров. Основной задачей курса было обеспечить точность бомбометания. Тактическим вопросам и штурманскому делу отводилась второстепенная роль.

Важным событием стало создание в 1937 летно-технического центра в Грайфсвальде, получившего название «Учебная дивизия». За два года существования штаб люфтваффе пришел к выводу, что необходима структура, которая занималась бы экспериментами и анализом военного опыта, приобретаемого в Испании, а также опыта, получаемого на заводах, в исследовательских институтах, на учениях и в ходе соревнований. Кроме того, в 1937 году на вооружение эскадрилий люфтваффе стали поступать новые типы самолетов. Учебная дивизия играла важную роль в устранении конструктивных недоработок и определении лучшей тактики применения самолетов всех типов. Для каждого нового типа боевых самолетов, поступавшего на вооружение люфтваффе, в составе дивизии создавалось отдельное подразделение, и на протяжении 1937−1938 годов дивизия постепенно росла. В конечном итоге в ее состав входили восемь авиагрупп (примерно по 30 самолетов в каждой), оснащенных всеми типами бомбардировщиков, истребителей и разведывательных самолетов. Учебная дивизия была не только центром углубленной боевой подготовки, но и своеобразным научным институтом, анализировавшим тактический опыт по мере его появления.

Одним из наиболее интересных аспектов обучения личного состава немецкой авиации перед войной была подготовка летчиков-наблюдателей. В немецкой бомбардировочной авиации наблюдатель должен был выполнять функцию командира экипажа. Поэтому наблюдатель должен был быть самым опытным членом экипажа, способным в случае необходимости принять на себя обязанности других членов экипажа. Исходя из этого, его подготовка была всеобъемлющей и разнообразной. Он проходил обучение летному делу по стандартам «Школы С», то есть имел около 150 часов летной практики. Затем он поступал в школу наблюдателей, где его в течение 9−12 месяцев обучали штурманскому делу и ночным полетам. Помимо штурманского дела наблюдателя обучали также радиоделу, стрельбе и прицельному бомбометанию. Кроме того, он проходил курс в школе обучения полетам по приборам. Вскоре после начала войны от правила, по которому наблюдатель был командиром экипажа, отказались, и с 1942 года качество подготовки наблюдателей начало неуклонно снижаться. К концу войны продолжительность всего курса обучения наблюдателей составляла 4−6 месяцев.

К началу мировой войны в Люфтваффе было около 25 тысяч хорошо подготовленных летных экипажей, из которых примерно 12 тысяч были летчики.

Для повышения квалификации летного состава функционировала 21 летная школа, десять боевых школ и две авиатехнических школы. Потенциальные офицеры отбирались из лучших стажеров (oberfendrichs), затем их направляли на обучение в четыре специальных школы ВВС. Имелись также 2 академии: военно-воздушных сил и техническая.

Для оперативного и тактического обучения летного состава Люфтваффе имели школы боевой подготовки и боевые группы обучения на флоте. Имелись специальные отряды для обучения летчиков-истребителей, чтобы довести начинающих авиаторов до требуемого уровня. В конце января 1942 года боевые учебные отряды истребителей были сосредоточены в Кракове, где они являлись частью обновляемой группы истребителей Востока (Erganzungsjagdgeschwader). Особое внимание было уделено изучению тактики ВВС РККА.

Новое подразделение EJG (Erganzungsjagdgeschwader) было разделено на две Gruppen, «Восток» и «Запад». Хотя основные программы обучения постепенно сокращались, поскольку война набирала ход (результат растущего спроса на быструю замену, в сочетании с сокращением запасов топлива), основная система Erganzungs продолжала действовать.

Сравнительный анализ показывает, что в период между 1939 и в начале 1942 года (когда был введен новый Erganzungsjagdgeschwader), обучение летного состава в Германии было лучше, чем в Великобритании и в СССР. Средний учебный налет немецкого летчика в этот период составлял около 230 часов. В учебных программах был проанализирован и учтен боевой опыт, накопленный летчиками в Гражданской войне в Испании, и в ходе войны в Западной Европе.

После поступления в боевое подразделение, летчика не посылали сразу в бой, а держали в группе резерва, где под руководством инструкторов с большим опытом воздушных боев он продолжал совершенствовать свои навыки воздушного боя и воздушной стрельбы. В этой группе его часы налета составляли еще около 100−200 часов. Таким образом, общий учебный налет летчика истребительной и бомбардировочной авиации до начала боевых вылетов составлял 300−400 часов. Подготовка пилотов разведывательной авиации была еще более длительной и доходила до 500−600 часов налета.

Для того, чтобы оперативно замещать потери в ходе войны, немецкое командование было вынуждено пренебречь частью учебной программы и методики обучения летных экипажей. В военно-воздушные силы начали приниматься бельгийцы, французы, чехи, хорваты и мужчины других национальностей, которые ранее не были допущены. Стали принимать также лиц, не состоящих в нацистской партии и молодежных нацистских организациях. До начала 1942 система подготовки пилотов Германии была, скорее всего, лучшей в мире, однако позже в связи со значительными потерями она стала значительно ухудшаться.

ВВС РККА.

Советские пилоты до войны массово получали в учебных учреждениях всего 15−20 часов учебного налета. Согласно «Приказа об установлении системы подготовки и порядка комплектования вузов военно-воздушных сил и улучшения качества летного и технического состава» № 080 от 3 марта 1941 года устанавливалась норма для курсантов летных школ — 30 часов налета, а для курсантов училищ — 150 часов. Однако до войны оставалось всего лишь 3 месяца и этот приказ уже не смог серьезно усилить подготовку летчиков. А до марта 1941 учебный налет был намного меньше. К тому же на практике нормы, установленные приказами, часто не соблюдались в основном из-за проблем с кадрами, ГСМ; отсутствием достаточного количества учебно-тренировочных самолетов. По данным доктора исторических наук Ф.Б.Комала, на 1 января 1941 г. школы и училища ВВС были обеспечены преподавателями на 44,1%, горючим — на 41,4% от потребности; остро не хватало учебных самолетов — имелась половина, иногда и меньше от необходимого количества.

Не лучше была поставлена боевая подготовка в линейных частях ВВС. За весь зимний период 1940—1941 гг. на каждый экипаж Киевского особого военного округа приходилось всего 6 часов налета и один полет с боевой стрельбой. Не удивительно, что в воздушных боях в июне 1941 на Юго-Западном фронте при значительном количественном превосходстве в силах советские ВВС теряли на 1 сбитый немецкий самолет 7 своих.

Из-за огромных потерь в 1941−42 и необходимости быстрого их восполнения курс летной подготовки советских пилотов был еще больше снижен. Сержант Попков В.И. весной 1942 прибыл на Калининский фронт в 5-й ИАП с налетом всего 3 часа. Осенью 1942 во время критического положения в Сталинграде туда прибывали пилоты с налетом 2 часа. Бывали случаи, когда на фронт прибывали летчики вообще не имеющие учебного налета, прошедшие только курс теоретической подготовки.


Источники:

1. Обучение немецких пилотов Люфтваффе https://humaninside.ru/vokrug-nas/45148-bf_109_e_f_protiv_yak1_7_chast_2_obuchenie_nemetskih_pilotov_.html

2. Возрождение ВВС Германии http://nnre.ru/istorija/boevye_operacii_lyuftvaffe_vzlet_i_padenie_gitlerovskoi_aviacii/p2.php

3. Комал Ф.Б. "Военные кадры накануне войны" http://www.rkka.ru/analys/kadri/main.htm

4. Пшеняник Г.А. "Советские ВВС в борьбе с немецко-фашистской авиацией в летне-осенний период 1941г." М.: 1961. С.94.
Tags: арм_авиация, арм_обучение, армия, война_2мировая, войны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 14 comments