vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

Categories:

Государственная поддержка аграрной реформы в конце XIX - начале XX веков

В 1873 г при Императорском Московском обществе сельского хозяйства был учрежден Комитет сельскохозяйственной консультации, который оказывал профессиональную помощь крестьянским хозяйствам по проблемам организации производства, применения техники и с/х орудий, использования средств повышения плодородия почв, защиты растений, учета рабочего времени и затрат и т.д. В 1875 г. Комитет выпустил «Настольную книгу для русских сельских хозяев» объемом более 900 страниц. Книга была подготовлена на основе богатого к тому времени опыта развития сельского хозяйства Германии, Англии и некоторых других государств с передовым сельским хозяйством.

10 апреля 1883 года в России начал выдавать ссуды Крестьянский Поземельный банк, положение о котором император Александр III утвердил годом ранее. Новое финансовое учреждение помогало крестьянам в приобретении частновладельческих участков. Банк находился в введении Министерства финансов. Ссуды крестьянам могли выдаваться на срок от 24,5 до 34,5 лет. Средства выделялись под 7,5—8,5% годовых и не могли составлять более 80—90% от оценочной стоимости приобретаемого участка. В первые годы своего существования банк работал преимущественно с крестьянскими объединениями — общинами и товариществами. Средства Крестьянский банк привлекал за счёт выпуска облигаций с доходностью 5,5%, которые реализовывались через Госбанк на фондовом рынке. В том случае, если заёмщик не рассчитывался с банком вовремя, с него взыскивали пени в размере 0,5% от суммы задолженности в месяц. Пени не начисляли, если крестьянское хозяйство пострадало от стихийного бедствия. В этом случае заёмщик мог получить право отсрочить платеж на два года.

В совокупности «обыкновенные и чрезвычайные расходы», направляемые правительством на поддержание крестьянства, составляли в период с 1895 г. по 1902 г. от 2 до 4 % бюджета страны (колебания скорее связаны с неурожаями и, как следствие голодом).

Динамика затрат по годам указывает на постепенный поворот правительства к осмыслению проблемы аграрной модернизации как требующей целенаправленного вложения значительных средств и невозможности продолжения прежней практики реформирования всей экономики страны за счет деревни.

Аграрная реформа в России шла строго на добровольной основе. Правительство лишь создавало условия для проявления инициативы самостоятельных российских граждан. Наиболее полно о замыслах и надеждах, связываемых с проведением реформ, П.А. Столыпин выразился в своей речи в Государственной Думе 10 мая 1907 года: «Я думаю, что и все русские люди, жаждущие счастья и успокоения своей стране, желают скорейшего разрешения аграрного вопроса, который, несомненно, сейчас является важнейшим для страны. Всем ясно, что никто не будет прилагать свой труд к земле, зная, что плоды его трудов могут быть через несколько лет отчуждены. Земля должна быть отдана в частную личную собственность крестьянству. Надо предоставить самим крестьянам устраиваться так, как им удобно… Необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность… Цель у правительства вполне определенна: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, весьма достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода...»

В целом именно с реформаторских столыпинских времен в России утвердилось представление о том, что государство должно быть ответственно за развитие аграрного сектора, вкладывая в него значительные средства. В рамках реформы из госказны средства выделялись на покупку земли (льготное кредитование), на оплату проезда к новым местам жительства, на обустройство школ, медпунктов, подъездных путей, источников питьевой воды и пр. Переселенцы на пять лет освобождались от государственных и земских сборов, а течение последующих десяти лет должны были оплачивать их в половинном размере.

Также государственные средства выделялись через Департамент земледелия и земства на организацию лекций (7,5 тыс. руб. в 1905 г, 175 тыс. руб. в 1912 г), на содержание сельскохозяйственных учебных заведений (1,4 млн. руб. в 1907 г, 2,3 млн. руб. в 1912 г).

Значительно выросли за годы реформ и средства, выделяемые государством на агрономическую помощь в районах землеустройства, почти в 30 раз за период с 1908 по 1912 гг, достигнув 5 млн. 297 тыс. руб. Более, чем в 3 раза (с 4 млн. руб. в 1906 г до 13 млн. руб. в 1912 г) выросли затраты земств на поддержку аграрного сектора. В целом департамент земледелия и земства для улучшения отечественного сельского хозяйства располагали в 1913 г суммой в 46 млн. руб. Только за три года (1912-1914) расходы Департамента на сельскохозяйственные мероприятия перекрыли сумму затрат за 65-летний период со времени его образования - с 1838 по 1903 гг.

Быстро росло количество сельскохозяйственных обществ, берущих свое начало от Императорского Вольного Экономического Общества, учрежденного еще в 1765 г «для распространения в народе полезных и нужных к земледелию и домостроительства знаний», а также от Императорского Московского общества сельского хозяйства, возникшего в 1819 г В 1898 г насчитывалось всего 300 сельскохозяйственных обществ, в 1914 г уже 4685, а в 1916 г - 6000. Среди них было более 20 таких, которые распространили свою деятельность на всю Россию, и многие сотни обществ, охватывающих территорию одного или нескольких уездов. Деятельность многих обществ, занимающихся изучением сельского хозяйства, его нужд и потребностей, а также распространением теоретических и практических сведений среди сельского населения, ведущих консультирование крестьян, проводящих выставки, аукционы поддерживалась выделением государственных субсидий.

Для проведения в жизнь мер государственного регулирования аграрной сферы экономики была создана надежная управленческая вертикаль: уездные и губернские землеустроительные комиссии (к 1909 г было создано уже 38 губернских и 411 землеустроительных комиссии).

Из года в год ускорялся процесс оттеснения помещичьего хозяйства хозяйством крестьянским. Если в 1877 г по 47 губерниям в пользовании крестьян находилось 129,9 млн. дес. земли всех категорий, то в 1911 г в их пользовании было уже 201,7 млн. дес. земли. По данным переписи 1916 г, в том же количестве обследованных губерний на долю крестьянских посевов приходилось уже 89,2 % всех посевов. С 1907 по 1917 гг. хутора и отруба были устроены на площади в 16 млн дес. для 1.612.690 крестьянских хозяйств (10,5 % от общего числа). Крестьянам принадлежало 93,9 % всех рабочих лошадей, 94,2 % крупнорогатого скота, 94,3 % свиней. В рыночном обороте хлеба на долю крестьянских хозяйств приходилось около 78,4 %.

Урожайность в стране с 1906 по 1915 год возросла на 14 процентов, а в некоторых губерниях - на 20-25 процентов. Урожай таких хлебных злаков, как рожь, пшеница и ячмень, поднялся с 2 миллиардов пудов в 1904 году до 4 миллиардов в 1911 году, то есть удвоился. Зерновое хозяйство шло быстро в гору, и именно для него правительство создавало по всей России зерновые элеваторы Госбанка и субсидировало крестьян для хранения там зерна. Русский экспорт зерна в ходе аграрной реформы перевалил за 10 млн тонн. Уместно напомнить, что в СССР не удалось за весь период превзойти царский уровень экспорта. Приблизились и превзошли только в 2007г.

Сравнительный анализ с/х производства в РИ и СССР


Источники:

Этапы аграрного реформирования http://agro-archive.ru/apk/2030-etapy-agrarnogo-reformirovaniya-v-dorevolyucionnoy-rossii-kriticheskiy-analiz.html

Крестьянский банк и Столыпинская аграрная реформа https://historical-fact.livejournal.com/87886.html

Tags: рос_империя, сельское_хозяйство, статистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments