vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

Category:

Из истории ликвидации частной торговли в СССР

Победить частника - главная задача и голубая мечта коммунистов. Однако костлявая рука голода и дефицита так схватила их за горло, что пришлось Ленину наступить на горло даже своим фанатичным сторонникам и объявить НЭП. Но вот у власти Сталин, и он к началу 30-х годов возвращает советских коммунистов, так сказать, на "путь истинный" общественной собственности на средства производства и все прочее.

Борьба с частником началась примерно в 1926 - 1927гг. В 1930 г. удельный вес частника в товарообороте снизился до 5,6%, а в 1931 г. практически сошел на нет. «Если торговля на первой стадии НЭПа, — говорил товарищ Сталин на январском (1933 г.) пленуме ЦК ВКП(б), — допускала оживление капитализма и функционирование частно-капиталистического сектора в товарообороте, то советская торговля исходит из отрицания как того, так и другого. Что такое советская торговля? Советская торговля есть торговля без капиталистов — малых и больших, торговля без спекулянтов — малых и больших. Это особого рода торговля, которой не знала до сих пор история и которую практикуем только мы, большевики, в условиях советского развития» [1]

Как неизбежное следствие этой сомнительной "победы над частником" уже в 1928-1929 гг. была создана система торговли по карточкам. Она была вызвана жесточайшим дефицитом множества крайне необходимых, в первую очередь - продовольственных, товаров. К концу 1929 г. карточная система была распространена почти на все продовольственные, а потом и на промышленные товары, особенно одежду и обувь. Вместо свободной купли-продажи товара происходило отоваривание, которое производилось по так называемым «заборным документам» через закрытые распределители, закрытые рабочие кооперативы, отделы рабочего снабжения. В каждой области были своя форма, свой порядок выдачи всяких разновидностей карточек. Установились разные категории населения, для каждой категории были определены свои нормы снабжения. За прогулы и уход с предприятия рабочего лишали карточки. Существовали специальные магазины, к которым прикреплялись лучшие заводские цехи. Так голод и распределительная система стали важнейшим фактором повиновения граждан власти. Впрочем, это уже проходили в период Гражданской войны.

Из Спецсводки № 2 ИНФО ОГПУ:
Завод «Красный Штамповщик». На митинге, посвященном вопросам «Обращение ЦК», из 200 человек голосовало за самозакрепление только 12 человек. По поводу ударничества один рабочий высказывался так: «По-ударному можно работать, если поешь по-ударному, да обут будешь и одет, а с голодным брюхом да с ордером в кармане не очень наударяешься».
Трампарк им. Коняшина. Во время слета ударников один из рабочих заявил: «Какое может быть соревнование, когда мы все голодные и работаем даром». Выступление было встречено аплодисментами части собрания.
[2]

15 марта 1930 г., учитывая местные перегибы, Центральный Комитет партии в письме ко всем ЦК нацкомпартий, краевым, областным, окружным и районным комитетам партии «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении» обязывает местные парторганизации: «Воспретить закрытие рынков, восстановить базары и не стеснять продажу крестьянами, в том числе колхозниками, своих продуктов на рынке» [3]

Как видим, в яростной борьбе с частником кое-где в советских городах даже позакрывали традиционные продовольственные рынки, где крестьяне тысячелетиями продавали горожанам свои продукты...

Борьба с частником шла и в городе, и в деревне. Пришлось привлекать значительные силы репрессивных органов. Наиболее масштабная акция шла, разумеется, в деревне, ведь власть решила не просто отобрать у самых крепких крестьян имущество, но и ликвидировать самих крестьян как самостоятельных, независимых от власти хозяев. По данным доктора исторических наук, известного исследователя репрессий В.Н. Земскова, всего было раскулачено около 4 млн. человек, из них в 1930—1940 в кулацкой ссылке побывало 2,5 млн., в этот период в ссылке умерло 600 тыс. человек. [4]

В майском 1931 года документе ЦК ВКП(б), СНК СССР и Центросоюза говорится: «...Потребкооперация забыла, что вытеснение частника и частной торговли еще не означает уничтожения всякой торговли, что, наоборот, вытеснение частной торговли предполагает всемерное развитие советской торговли и развертывание сети кооперативных и государственных торговых организаций по всему СССР». Ну еще бы, ведь 1931-1933гг. - это годы страшного голода с многомиллионной смертностью. Власть должна была что-то говорить по этому поводу, и решила свалить вину на нерадивых советских кооператоров, которые не смогли заменить частников в торговле продуктами питания.

О размерах дефицита продовольствия в стране свидетельствуют факты резкого сокращения к 1933 г. государственных запасов продовольственных хлебов. На 9 февраля 1931 г., по данным наркома снабжения СССР А.И. Микояна, на балансе числилось 1011 млн пудов продхлебов; в январе 1933 г. их фактическое наличие, по результатам проведенной Комитетом резервов при СТО СССР инвентаризации, составило 342 млн пудов, т.е. уменьшилось почти в 3 раза.

Голод вынудил рабочих ходить в столовые целыми семьями, иначе было не выжить. Но обстановка в столовых была та еще...

Из Спецсводки № 23 ИНФО ОГПУ о перебоях в продснабжении промрайонов и городов:
"Московский округ. В столовой Игольной фабрики ежедневно подается овсяная каша, приготовленная из недоброкачественной крупы. На почве недоедания имели место 4 случая обморока с работницами.

В общежитии рабочих № 14 при фабрике «Пролетарка» (Тверской округ) на занятии кружка по проработке материалов XVI партсъезда одна работница выступила со следующим заявлением: «Детей кормить нечем, нет молока, стоим каждый день в очередях, а семья голодает. Если бы дали волю частным торговцам, все было бы, а теперь с колхозами, в которые загнали крестьян, — ни молока, ни мяса». Присутствующий при этом служащий добавил: «С такой политикой, как генеральная линия, мы ни к чему не придем. Правильно, что надо дать свободу частному рынку».

В столовой кирпичных заводов №21 и 26 (Подольский район) отмечен ряд случаев изготовления пищи из испорченного мяса и протухшей воблы.

Ленинградская область. Фабрика «Возрождение». В фабричной столовой почти ежедневно около 50 человек рабочих остаются без обедов. Пропускная способность столовой мала из-за недостачи посуды.

На Судоверфи (Сталинград) отмечены случаи, когда в лавках отсутствует хлеб по 2-3 дня …Тракторный завод (Сталинград). Чинить обувь негде, многим рабочим приходится ходить без обуви …При введении выдачи белого хлеба в Сталинграде очереди у распределителей доходили до 1000 человек... Постановка общественного питания в столовых ЦРК Астрахани и Сталинграда продолжает ухудшаться …Тракторострой. Обеды, доставляемые на строительство, грязно приготовлены, особенно гороховый суп, который бывает почти ежедневно."
[5]

Сильно сокращённые государством рыночные отношения продолжали существовать в коммерческой торговле, системе Торгсина и на колхозном рынке. В 1929 г. в СССР появились «коммерческие» магазины». Это были государственные магазины, в которых товары продавались без карточек, но по более высоким ценам, которые в среднем в 3-4 раза превышали цены на продукты, отпускаемые по карточкам. В 1932 г. «коммерческие» магазины дали десятую часть розничного оборота страны. [7]

В 1931 к сети коммерческих магазинов подключился ТОРГСИН. В голодный 1933 году люди принесли в торгсиновскую сеть 45 т чистого золота и почти 1,5 т серебра. На эти средства они приобрели 235 000 т муки, 65 000 т крупы и риса, 25 000 т сахара. В 1933 году продукты составляли 80% всех проданных в Торгсине товаров, причем на дешевую ржаную муку приходилась почти половина всех продаж. Голодавшие меняли свои последние сбережения на хлеб. Анализ цен Торгсина свидетельствует о том, что во время голода большевики продавали продовольствие своим подвластным гражданам намного дороже, чем за границу. В 1933 году Торгсин дважды повышает цену на хлеб и муку, но спрос на эти продукты не падает. В этом году в Торгсине хлеб среди товаров имел самую высокую валютную рентабельность: в первом полугодии 1933 выручка Торгсина по группе хлеб/мука превысила их экспортную цену более чем в 5 раз! Из-за страшного голода Торгсин в 1933 вышел на первое место среди всех советских экспортеров по валовой валютной выручке. Люди шли на всё, чтобы выжить. Так большевики на практике доказали истинность известного высказывания о том, что при 300 % нет такого преступления, на которое капитал не рискнул бы пойти. А в данной истории прибыль составляла намного больше 300%! [8]



Как видим, сталинская власть решила сама зарабатывать на людях вместо частника. В условиях отсутствия свободной конкуренции она могла завышать цены практически беспредельно и делала это в период голода совершенно бессовестно.


Источники:

1. И.В.Сталин, "Вопросы ленинизма", изд. 11-е, стр. 390.

2. Спецсводка № 2 ИНФО ОГПУ о фактах отрицательного характера в ходе реализации обращения ЦК ВКП (б) от 3 сентября 1930 г. 14 ноября 1930 г. http://istmat.info/node/26398

3. «Директивы ВКП(б) по хозяйственным вопросам», стр. 680.

4. Земсков В. Н. «Кулацкая ссылка» в 30-е годы // Социологические исследования. — 1991. — № 10.

5. Спецсводка № 23 ИНФО ОГПУ о перебоях в продснабжении промрайонов и городов http://istmat.info/node/26922

6. Развитие советской торговли http://istmat.info/node/45419

7. Количество пунктов розничной торговли в СССР https://studopedia.org/1-62104.html

8. Торгсин: креативный способ обобрать народ https://historical-fact.livejournal.com/37628.html
Tags: уровень_жизни, экон_бизнес, экон_совок, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments