vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

Categories:

Сталинская пушка для вермахта

Автор - Ворошень А.П.

В середине 30-х годов развитие советских дивизионных пушек пошло по пути создания универсальной дивизионной пушки, которая могла бы поражать совершенно различные цели: бронеобъекты, полевые укрепления, живую силу и даже самолеты противника. То есть, пушка должна стрелять прямой наводкой, при необходимости - по настильной траектории (как гаубица), и иметь необходимые качества для поражения воздушных целей. Инициировал разработку такой пушки М.Н.Тухачевский, который в первой половине 30-х гг. был замнаркома обороны по вооружениям. Принято считать, что сама постановка такой задачи была ошибкой, однако не все так просто. Каждый, кто интересуется историей Второй Мировой войны, знает про немецкую 88-мм зенитную пушку, которая активно применялась немцами для стрельбы по наземным целям. Сегодня практически ни в одной армии нет "чистых" гаубиц, их заменили универсальные пушки-гаубицы.

В общем, создание подобной серийной пушки, получившей наименование Ф-22 образца 1936г., было поручено КБ горьковского завода 92 "Новое Сормово", главным конструктором там работал Василий Гаврилович Грабин. Ф-22 стала одной из первых пушек СССР, полностью сконструированных заново, а не являвшейся модернизацией старых, еще царских образцов артиллерии. Пушка была установлена на лафете с двумя раздвигающимися в боевом положении станинами коробчатого сечения, что было новинкой для пушек этого класса. Новинкой было и применение полуавтоматического затвора, с помощью которого скорострельность была доведена до 15 выстрелов в минуту. Наличие раздвигающихся станин позволило увеличить угол горизонтального обстрела до 60 градусов. Три опытных образца Ф-22 были изготовлены на заводе 92 в апреле 1935 года. Для новой пушки были специально разработаны снаряды массой 7,1 кг, которыми она стреляла с начальной скоростью 710 м/с на максимальную дальность 14 060 м. 8 мая 1935 года были начаты заводские испытания, 9 июня того же года опытные образцы были доставлены под Москву на Софринский полигон. 14 июня опытные образцы Ф-22 вместе с другими образцами универсальных и полууниверсальных дивизионных пушек приняли участие в показе образцов артиллерийского вооружения высшему руководству страны во главе с И. В. Сталиным. Опытный образец Ф-22 произвёл на Сталина хорошее впечатление.

"Телеграмма. Шифром. Тов. Молотову. Кагановичу. Решением КО было предложено НКО и НКТП всемерно форсировать всесторонние испытания принятого образца дивизионной пушки Ф-22 при максимальном 2-х мес. сроке. Срок уже истек, но еще не закончены и полигонные испытания. Причина - неподача снарядов и недоделки конструкции. Это обстоятельство режет армию и не дает возможности уже сейчас выдать необходимый заказ, что грозит оставить армию без дивизионных пушек. Считаем необходимым на специальном заседании КО это разобрать, сделать надрание виновным и заставить их в кратчайший срок закончить все испытания этой пушки, чтобы можно было теперь уже определить план заказов на 1936 год. Имейте в виду, что на 1936 г. потребуется не менее 900 только этих пушек. Сталин. Ворошилов." 3.09.1935. РГАСПИ Ф. 558. Оп. 11. Д. 89. Л. 18. Рукописный текст.

Советская пушка Ф-22


В начале июля 1935 года завод 92 получил срочный правительственный заказ на изготовление опытной партии Ф-22 из 10 орудий в течение 4 месяцев. В марте 1936 четыре пушки поступили на войсковые испытания, завершившиеся 22 апреля 1936 года. На них был выявлен ряд недостатков орудия, но, несмотря на это, 11 мая того же года Ф-22 была принята на вооружение и запущена в серийное производство на трёх заводах: горьковском 92, Кировском и Уральском заводе тяжёлого машиностроения. Освоение пушки в производстве шло тяжело. Изучение нескольких выборочно взятых журналов механических испытаний на заводе 92 за 1934-1935 гг. показывает, что ситуация с качеством продукции была далека от нормальной. Так, на механических испытаниях кожуха орудия Ф-20 из 200 плавок не выдержали испытаний 88 (44 %). На механических испытаниях трубы системы Ф-22 из 195 плавок не выдержали испытаний 79 (40 %), на испытаниях кожуха Ф-22 из 432 плавок не выдержали испытаний 187 (43 %). Источник: ГУ ЦАНО, Ф. 2491, Оп. 1, Д. 143, Л. 1-280. Таким образом, в среднем 42 % деталей не соответствовали нормам прочности.

Вот типичный выявленный пример появления брака: "11 июня в погоне за тоннажем исполняющий обязанности сменного тов. Баженов вел плавку 961 с резким отступом от инструкции (дал 45 % ферросилиция), что способствовало восстановлению фосфора и заранее обрекало на непопадание в анализ и обрекало эту плавку в брак из-за высокого содержания фосфора. Желая доказать, что анализ хорош, тов. Баженов отдал распоряжение браковщику Плахову переложить три слитка с плавки 967 с хорошим анализом в плавку 961, пытаясь провести всю плавку, как годную. Был подменен и контрольный брусок. 16 июля тов. Баженов в свою смену, перепутав анализ хромомолибденовой стали, вывел плавку в брак из-за пониженного содержания хрома". Источник: ГУ ЦАНО, Ф. 2491, Оп. 1Д. 58, Л. 164.

В советской промышленности в то время существовала масса проблем: это и недостаточная квалификация персонала всех уровней, нехватка опыта, недостаток современных металлорежущих станков, качественного инструмента, хватало и недостатков в организации производства. Дело доходило до того, что выпускавшиеся пушки, которые должны быть идентичны, в реальности значительно отличались друг от друга по разным параметрам. Именно тогда для борьбы с бардаком на заводах был введен институт военных представителей, которые занимались приемкой готовых изделий. С другой стороны, органы НКВД вели напряженную борьбу с "вредителями", которые якобы сознательно допускают аварии и брак. Приказом Наркомата тяжелой промышленности от 5 ноября 1936 г. Леонард Радкевич был снят с должности директора завода, позднее арестован как "вредитель" и приговорен к 18 годам лишения свободы. В дальнейшем репрессировали еще целый ряд работников завода, в том числе начальника "главного логова вредителей" - бракодельного литейного цеха Давида Эфроса.

Намного сложнее, чем ожидалось, оказался и уход за капризной пушкой в армии. Ф-22 отличалась неповоротливостью при перевозке, имела сильную вибрацию при стрельбе, слабое сцепление люльки с боевой осью, перегрев жидкости в компрессоре и массу других недостатков. В 1939г. многочисленные модернизации Ф-22 оформили в новую дивизионную пушку, получившую наименование Ф-22 УСВ образца 1939г. В первой половине 1941г. начальник ГАУ маршал Г.И.Кулик планировал прекратить производство 76-мм УСВ и начать переход на производство 107-мм пушек. В годы войны промышленность выпускала УСВ до конца 1942г., всего выпустив около 8 тыс. единиц.

На 22 июня 1941 года в Красной Армии имелось, по разным данным, около 3000 пушек Ф-22 обр. 1936 г., из них в западных военных округах находилось около 2300 орудий. УСВ 1939г. состояло на вооружении чуть больше тысячи. Наиболее активно эти орудия использовались в 1941 году.

Дальше судьба пушки пошла по весьма необычному, можно даже сказать - уникальному пути. В начальном периоде войны с СССР вермахт сильно страдал от недостатка мощной противотанковой артиллерии, способной эффективно поражать средние и тяжелые танки типа Т-34 и КВ. Основная противотанковая пушка имела калибр 37мм, и могла выпускать по Т-34 десятки снарядов с одинаково безуспешным результатом. Танк T-III c 50мм пушкой выглядел не намного лучше. Танк Т-IV имел короткоствольную 75мм пушку с низкой начальной скоростью снаряда. На выручку немцам пришла... Красная Армия. В 1941 немцы захватили огромные количества трофеев, в том числе и примерно 1250 орудий Ф-22. Обследовав орудия, немцы поняли, что они вполне пригодны для боевого применения. Сначала Ф-22 применяли почти без переделок в качестве полевой пушки. Позже, установив, что ствол и казённик имеют повышенный запас прочности, немцы провели модернизацию, которая включала в себя расточку каморы под гильзу большего размера, установку дульного тормоза, перенос механизма вертикального наведения на одну сторону с прицелом, уменьшение угла возвышения, исключение механизма переменного отката, уменьшение щита. Метательный заряд был в 2,4 раза мощнее советского. Переделанная под противотанковое орудие Ф-22 получила немецкое наименование 7,62 cm Pak 36(r), всего таких орудий было изготовлено более 500.

Немецкая противотанковая пушка 7,62 cm Pak 36(r), переделанная из советской пушки Ф-22


Для Pak 36(r) немцы спроектировали четыре типа снаряда: бронебойный калиберный Pz.Gr.39 весом 7,54 кг и начальной скоростью 740 м/с; подкалиберный Pz.Gr.40 весом 4,05 кг и начальной скоростью 990 м/с; кумулятивный HL.Gr.38 с начальной скоростью 450 м/с и осколочный Sp.Gr.39 весом 6,2 кг и начальной скоростью 550 м/с. Всего таких снарядов в 1942-1945 гг. было изготовлено 4,2 млн штук. Таким образом, в 1941-1942гг. советская пушка Ф-22 фактически стала самой мощной противотанковой пушкой вермахта.

Уникальная фотография полевой пушки вермахта 7,62-cm Feldkanone 296 (r). Это та самая трофейная грабинская Ф-22, только почти не переделанная. Расчет у пушки советский, т.е. она сначала воевала против вермахта, потом побывала в качестве трофея у немцев, затем в очередной раз сменила хозяина - была захвачена советскими войсками и снова пущена в дело.


Переделанные орудия использовались как на полевом лафете, так и устанавливались на самоходные артиллерийские установки. В конце 1941 года немцы изготовили 9 импровизированных САУ 7,62 cm F.K.36(r) auf Panzerjäger Selbstfahrlafette Zugkraftwagen 5t (также называвшихся Diana), установив Ф-22 в оригинальном варианте на шасси полугусеничного тягача Sd.Kfz.6. Пушка помещалась в прямоугольной бронированной рубке с толщиной стенок 10 мм, вес САУ составлял 10,5 т. Эти САУ использовались в Северной Африке в 1942-1943 годах в составе 3-й роты 605-го батальона истребителей танков, особо отличившись в боях у Газалы в мае - июне 1942 года. Затем Ф-22, переделанные в Pak 36(r), монтировались на самоходные артиллерийские установки Marder II на шасси лёгкого танка Pz.II, а также Marder III на шасси лёгкого танка Pz.38(t). В 1942 году было изготовлено 210 и 363 шт. таких САУ соответственно, активно использовавшихся в боевых действиях.

Немецкая противотанковая САУ "Мардер", вооруженная переделанной советской пушкой Ф-22


Некоторая часть трофейных Ф-22 использовалась в армиях союзников Германии. Например, румыны приняли на вооружение 34 САУ TACAM на базе трофейных советских танков Т-60, вооруженных Ф-22. Финская армия использовала 86 трофейных Ф-22, из которых 37 было захвачено в ходе советско-финской войны 1939-40 годов, а 49 - в ходе Великой Отечественной войны. Орудие, получившее в финской армии индекс 76 K/36 "Rotanhäntä", оценивалось финнами очень высоко вследствие современности конструкции и хорошей баллистики. К недостаткам были отнесены сложности с буксировкой орудия по пересечённой местности по причине низкого клиренса, неудобное расположение приводов вертикального и горизонтального наведения, а также недостаточно надёжная работа полуавтоматического затвора. Ф-22 оставались на складах финской армии вплоть до начала 1990-х годов.

Как же разрулилась ситуация с дивизионной пушкой для Красной Армии в итоге? Дело было так: учитывая массу проблем с производством и доведением до ума Ф-22 в 1936-1940гг., Грабин на свой страх и риск разработал более простой и технологичный вариант дивизионной пушки. Она стоила в 3 раза меньше своей предшественницы, а в дальнейшем стала известна как ЗИС-3 и стала самой массовой пушкой войны (всего было выпущено 103 тыс. дивизионных пушек и 13,3 тыс. для СУ-76). К сожалению, эта пушка начала массово поступать в войска только в 1942г.

Грабин знал, что Кулик, курировавший ГАУ, считает калибр 76 слишком малым и будет против проектирования новых пушек такого калибра. Некоторое время она стояла под брезентом на заводе 92. После огромных потерь вооружения в 1941г. ее фактически нелегально запустили в производство, а потом задним числом добились официального разрешения от ГАУ. Причем Грабину опять пришлось лично представлять пушку Сталину и доказывать тому, что гораздо лучше запустить массовое производство ЗИС-3, чем в критический для всей страны момент продолжать мучиться с Ф-22. Сталин согласился с доводами конструктора, видимо, главную роль сыграла возможность выпускать намного большее количество пушек. В принципе, это было единственно верным решением. Поистине, тов.Сталин был в СССР артиллеристом номер 1 и главным арбитром в спорах артиллерийских специалистов.

Источник: Ворошень А.П. "Сталинская пушка для вермахта" http://artofwar.ru/w/woroshenx_a_p/text_0830.shtml
Tags: арм_ркка, армия, артиллерия, война_2мировая, войны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments