vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

Забытые имена - Евграф Крутень

Евграф Николаевич Крутень (1890 - 1917) - российский военный летчик, капитан Русской армии в Первую Мировую войну, ас истребительной авиации. Военный теоретик, основоположник тактики истребительной авиации, военный писатель и публицист. Родился в Киеве 29.12.1890г. в семье кадрового офицера. Окончил Владимирский Киевский кадетский корпус, Константиновское артиллерийское училище, служил в артиллерийских подразделениях. Увлёкшись авиацией, Крутень засыпал начальство рапортами с просьбой о переводе из артиллерии в новый род войск. В августе 1913г. Евграф Николаевич был направлен для подготовки в качестве лётнаба (лётного наблюдателя) в Третью Киевскую авиационную роту. Крутень получил назначение в 11-й корпусной авиаотряд (КАО), которым командовал Петр Нестеров. Вместе с Нестеровым в одном экипаже Крутень участвовал в осенних маневрах Киевского военного округа в 1913 году.


В канун Первой Мировой войны считалось, что главной функцией авиации является воздушная разведка. Экипажи самолётов, как правило, состояли из двух человек — собственно пилота и лётчика-наблюдателя. В задачу последнего входили фотосъемка и рекогносцировка местности. При этом умения самостоятельно управлять машиной от лётнабов вовсе не требовалось. Подобное служебное положение не устраивало Крутеня. Решив стать пилотом аэроплана, Евграф Николаевич успешно закончил Гатчинскую авиационную школу. Незадолго до выпуска 23 августа 1914 года он с особым шиком выполнил на пилотажном «Фармане» две петли Нестерова и вскоре отбыл на действующий фронт в 21-й КАО (корпусной авиационный отряд). С марта 1915— старший офицер 2-го армейского авиаотряда. В первый год войны Евграф Николаевич осуществлял бомбардировки и воздушную разведку. За весьма успешные разведывательные полёты награждён Георгиевским крестом. В начале 1915 года, когда немцы стали бомбить госпитали и санитарные поезда российской армии и Красного Креста, Евграф Крутень организовал групповой ночной налёт на вражеский аэродром.

К весне 1915 года, когда стала остро ощущаться нехватка самолётов и вооружения для них, штабс-капитан Крутень демонстративно обратился с ходатайством о возвращении в артиллерию, чтобы тем самым привлечь внимание к нуждам фронтовой военной авиации. Великий князь в ходатайстве отказал с резолюцией на рапорте: «Отпустить Вас из Отряда не считаю возможным».Одновременно его имя начало появляться в печати. Крупные, на взгляд автора, недостатки в плане боевой подготовки, организации и технического оснащения российских ВВС были затронуты в работе Крутеня «Кричащие нужды русской авиации». Как горький, но справедливый упрёк звучали его слова, брошенные в адрес многих своих коллег: «Наши лётчики, как мотыльки, беспечно порхающие с аппарата к женщине, от женщины на бутылку, потом опять на аппарат, потом на карты. Отжарил боевой полёт — и брюшко вверх. Внеполётной работы нет». Упрёк был услышан, тем более что сама логика жизни — необходимость противостоять опасному и опытному врагу, огромные потери, кадровые изменения в лётном составе и тому подобное, — заставила пилотов относиться к своим обязанностям с большей ответственностью.

12 ноября 1915 года Крутень утверждён в должности командира 2-го армейского авиаотряда. Отряд был оснащён одноместными аэропланами «Ньюпор-XI». В воздушном бою 30.06.1915г. одержал свою первую победу. В начале весны 1916 года, прибыв в Москву на завод "Дукс", он некоторое время занимался испытанием и приёмкой новых самолётов. По возвращении на фронт Крутень всерьёз поставил перед командованием вопрос о создании специальных истребительных авиагрупп. Первое из подобных соединений летом 1916 года возглавил лучший российский ас А.А.Казаков. Сам же Крутень с марта с 1916г. — командир 2-го Авиационного отряда истребителей.

В ноябре 1916 года Евграф Крутень, как один из лучших российских пилотов, распоряжением Управления военным флотом (Увофлот) в составе группы лётчиков был направлен в Западную Европу в союзнические англо-французские авиационные части. Целью поездки были обмен боевым опытом, учёба и ознакомление с постановкой авиационного дела у союзников, освоение новых типов истребителей. После учебы российских лётчиков распределили по фронтовым эскадрильям. Штабс-капитан Евграф Крутень был направлен в 3-ю эскадрилью 12-й Группы воздушного боя командира А. Брокара, известной как «Аисты». На вооружении эскадрильи состояли аэропланы «Ньюпор» и «Спад». Боевая работа в воздухе часто осуществлялась совместно с высококлассными французскими пилотами Ж. Гинемером и А. Эрто, что способствовало обоюдному росту мастерства и полезному обмену опытом. Крутень воевал как на «французском», так и на «английском» фронтах. Евграф Крутень выполнял разведывательные полёты, штурмовку немецких позиций, участвовал в воздушных боях. Сбил три самолёта противника. За боевую работу в небе Франции награждён орденом Военный Крест.

Вернувшись в Россию в марте 1917 года, Крутень вновь занял должность командира 2-й истребительной авиагруппы, действовавшей на Западном фронте. Авиагруппа состояла из 3-го, 7-го и 8-го корпусных авиаотрядов. Самолёты каждого авиаотряда имели на фюзеляже свою эмблему: 3-й — голову индейца, 7-й — голову орла, 8-й — туз червей. На принадлежавшем командиру авиагруппы «Ньюпоре-XXIII» был изображён профиль легендарного богатыря Ильи Муромца.


Из всех российских лётчиков Первой мировой войны Крутень внёс наибольший вклад в разработку теории воздушного боя, написав на основе собственного практического опыта брошюры: «Наставление лётчику-истребителю», «Воздушный бой», «Военная авиация во Франции», «Что думалось в Лондоне», «Нашествие иноплеменников». В своих работах он предложил ввести практику парных полётов и обосновал основные требования к самолёту-истребителю: вертикальная и горизонтальная скорость, "верткость", высокий «потолок». Любимый приём Крутеня заключался в том, чтобы «поднырнуть» под аэроплан противника и атаковать неприятеля сзади. Именно таким способом 31 мая 1917 года он одержал свою первую после возвращения в Россию победу, отправив на землю вражеский авиаразведчик «Ганза-Бранденбург». Во время выполнения боевых заданий отважный авиатор расходовал почти весь запас горючего, и при возвращении ему приходилось планировать на посадочную полосу с заглохшим мотором. Подобное удавалось лишь настоящим мастерам пилотажа, но 6 июня Крутень даже сумел сбить на планирующем полёте ещё один «Ганза-Бранденбург». Командир 2-й авиагруппы был эталоном для своих подчинённых. 9 июня 1917 года он уничтожил над своим аэродромом немецкий "Фоккер" и взял в плен лётчика. Вскоре над аэродромом появилась ещё одна вражеская машина: командир эскадрильи, в которой служил германский пилот, решил выяснить судьбу своего подчинённого. Крутень прервал допрос пленного, поднял свой "Ньюпор" в воздух и тут же сбил излишне любознательного гостя. Это была его последняя воздушная победа.

19 июня 1917 года возвращаясь с очередного боевого задания при заходе на посадку на малой высоте самолёт, который пилотировал капитан Евграф Крутень, врезался в землю. Пилот погиб. С воинскими почестями похоронен на Лукьяновском кладбище в Киеве рядом с могилой Петра Нестерова.

Источники:
http://airaces.narod.ru/ww1/russia/kruten.htm
http://авиару.рф/aviamuseum/aviatory/letchiki/aviatory-kavalery-ordena-sv-georgiya/kruten-evgraf-​nikolaevich/
Tags: 1мировая_война, авиация, забытые_имена, рос_империя
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment