Сегодня я бы хотел в очень краткой форме поделиться некими статистическими рядами, в дополнении к сравнению применения ВМН в Российской Империи 1825-1917 и СССР 1930-1953гг. Меня всегда занимало и вдохновляло создание неких устойчивых образов и стереотипов в общественном сознании, благодаря применению усиленных пафосных эпитетов и публицистических экзерсизов. Самое удивительное, что в народном сознании эти образы настолько устойчивы, что живы даже в научном сообществе.
Например, всем известно отношение классической советской историографии к царизму, особенно к царизму пореформенному. Если про царей и князей дальних и древних еще дозволено было говорить нечто положительное, то больше всего уничтожающей критике подвергались царствования двух последних Императоров - Александра III и Николая II (особенно последнего). Если систематизировать количество морализаторства и обличительного пафоса излитого на «столыпинские галстуки» и положение об охране за все годы существования СССР можно выпустить несколько солидных томов обличений. На мой взгляд, объясняется это вполне понятной причиной: именно в 1880-1917гг. происходил генезис общественно-политических сил, захвативших власть в 1917г., и именно с этими царями, именно конкретно против этого «царского режима»(а не усредненного «царизма вообще») и боролись страдальцы за народное счастие в лице разнообразных категорий революционеров. Поэтому можно было умеренно позитивно оценивать киевских князей, но про репрессии Столыпина нужно было морализировать по максимуму.
Оговорюсь, меня не восторгают никакие казни, я отдаю себе вполне трезвый отчет, что до революции в России было масса всего нехорошего и злого: жесткосердные тюремщики, антисанитария, пьяные казаки, изнасилования, тиф, зло, ложь, жестокость, польские восстания и т.д. Кисельных берегов не было. Российская Империя была вполне реально существующей, если позволите, реально-исторической исполинской страной со сложнейшей историей, которую бессмысленно изучать без поправки на критерии эпохи. Исследуя вплотную пенитенциарную систему поздней Империи я начитался всякого. И хорошего, и плохого. НО. Это все общие слова. А по мне, нет ничего хуже и антинаучнее макроисторических обобщений. Конкретика и специфика - вот что является фундаментальным для понимания того или иного исторического явления. Ключевым моментом мне представляется соотношение условного «позитива и негатива» в общей тенденции. Плохое есть практически везде, даже в Андорре и Лихтенштейне. Но никто в трезвом уме и твердой памяти не будет считать Андорру "Третьим Рейхом" только потому, что тамошний полицейский избил велосипедиста. К чему я веду? А к тому, что фарисейство и двоемыслие - это очень нехорошо.
Забавно, когда на явления математически в разы менее страшные применяют ну совершенно неуместные пафосные эпитеты, особенно будучи апологетом режима, который позволял себе опять же чисто математически в разы более кровавые и масштабные репрессии. Я бы принял критику столыпинских казней и условий содержания в царской тюрьме от инопланетян, но не от лауреата сталинской премии Михаила Николаевича Гернета. Оцените моральный пафос М.Н. Гернета: «В каждой из глав этой книги излагаются факты гнета и произвола суда и администрации царизма, нисколько не ценивших человеческую жизнь… Тюремный режим был вернейшим средством физического и душевного калечения и уничтожения пленников царизма. В. И. Ленин не раз вскрывал подлинные задачи царской тюрьмы и тюремного режима... В. И. Ленин писал об истреблении «... тюрьмой, ссылкой, расстрелами и пытками всего цвета крестьянской молодежи», о зверствах «...царских тюремщиков, истязавших в Вологде и Зерентуе наших товарищей каторжан, преследуемых за их геройскую борьбу в революции...» «Царская тюремная медицина сделала все зависящее от нее для распространения болезней и для укорачивания жизни тех, кто имел несчастье попасть в заключение; тюремная медицина, за редчайшими исключениями, не только уживалась с совершавшимся на ее глазах изо дня в день, из года в год безобразнейшим попиранием всех требований врачебной науки, но даже санкционировала такие способы физического калечения, как телесные наказания, карцер, истязания, избиения и т. д.».
Чтобы сказал Михаил Николаевич глянув одним глазком на Кулойлаг 1938г. или Сазлаг 1931г.? Думаю, превратился бы в свеклу от стыда.
Но о Гернете я уже писал, сегодня я бы хотел разобрать еще одни рулады ныне здравствующего признанного специалиста по истории «Народной Воли» доктора исторических наук Николая Алексеевича Троицкого, профессора Саратовского государственного университета, высказанные им в статье «На земле стоит комод...».Александр III: Время, Правление, Личность // Свободная мысль-XXI. 2000. № 5. Призываю я проанализировать его сентенции по следующему принципу: сначала очень внимательно вчитайтесь в мощные и сострадательные эпитеты и гиперболы, применяемые профессором Троицким, а затем в конце обратите внимание на конкретно-цифровое выражение репрессивности жуткого и репрессивного правления Александра III. "Ссыльно-каторжный режим для политических при Александре III был «самым жестоким» за всю историю царской тюрьмы с 1762 года. Именно Александр III в 1884 году открыл зловещую «Государеву тюрьму» в Шлиссельбургской крепости, а вслед за тем (в 1886 году) — политическую каторгу на Сахалине. Злодеяния его тюремщиков возмещали и российскую, и мировую общественность. Две трагедии 1889 года — Якутская 22 марта (когда царские опричники застрелили и закололи штыками шесть ссыльных протестантов, включая женщину — Софью Гуревич, а затем после суда над остальными еще троих повесили) и Карийская 7 ноября (когда первое в России телесное наказание женщины-политкаторжанки — по личному велению Александра III — повлекло за собой ее и других каторжан массовое самоубийство) — вызвали на Западе настоящий взрыв протеста против царского деспотизма. Выдающийся поэт Англии Чарльз Суинберн написал в те дни оду под названием «Россия», где говорилось: сам Данте «на отдаленнейших дорогах ада... не видел ужасов, которые могли бы сравниться с тем, что ныне происходит в России». В США Суинберну вторил Марк Твен. «Только в аду, — писал он С.М.Степняку-Кравчинскому, — можно найти подобие правительству вашего царя». Под впечатлением знаменитой книги Джорджа Кеннана «Сибирь и ссылка» о царской ссылке и каторге (эта книга обошла всю Америку, а потом и Европу) Твен назвал Александра III «кровожадным маньяком всея Руси». В самой России Лев Толстой с болью писал «об ужасах, совершаемых над политическими», и питал «отвращение» к Александру III, а педагог и публицист Н.Ф.Бунаков считал, что «ужасы России в 80-х годах немного отстали от ужасов царствования Иоанна Грозного». Казнили противников самодержавия при Александре III с редким даже для азиатчины варварством. Тимофей Михайлов был повешен три раза, так как дважды, уже повешенный, он срывался с виселицы. Такого не бывало в России ни раньше, ни позже. Очевидец этой казни, немецкий журналист, писал в «Kölnische Zeitung» 16 апреля 1881 года: «Я был свидетелем дюжины казней на Востоке, но никогда не видел подобной живодерни».
А теперь внимание. Смотрим на статистику, которую аккуратно приводит тот же Троицкий: «При Александре III прошли 98 судебных процессов против более 400 «политических» вынесены 86 смертных и 210 ссыльно-каторжных приговоров.» Вот это у нас «азиатское варварство» в конкретно-статистическом выражении. За 10 лет. 86 смертных приговоров и 210 каторжан. Причем реально казнено было еще меньше. Запомним эти цифры. За уголовные преступления (разбой, убийство, сопротивление властям) за все время правления А3(13 лет) казнили около двухсот человек. Я не буду даже близко трогать 1937-1938гг. когда в среднем расстреливали по тысяче человек в день в течение одного года. Вы также можете быстро проглядеть статистику смертных казней с любого года, начиная с 1917 по 1945гг. Так вот, за каждый год советской власти казнили больше(иногда более чем в 3500 (!!!) раз), чем за все время правления «азиатского варвара», «торжествующей свиньи» Александра III и почти всегда больше, чем за все время «невероятных» репрессий П.А.Столыпина. Вдумайтесь в эти математические, совершенно нейтральные и конкретные пропорции, а теперь прикиньте, какими бы пафосными эпитетами можно поименовать советскую власть c позицией Н.Троицкого, если честно и универсально одинаково применять морально-этические критерии на карательную политику двух режимов.
Но давайте не трогать выделяющиеся даже на фоне остальных лет аномальные 1937-1938гг., 1930г. или там 1933г. в аспекте расстрелов. Обратимся далеко не к 1920-1953гг., там разница будет совершенно астрономическая, а к вполне себе развенчавшему культ личности, «подобревшему» СССР образца 1960-х годов. Глянем на статистику смертных казней одного мирного 1962 года. Сталина уже давно нет. Пост-индустриальное общество маячит на горизонте. Космос. Внимание: в 1962 г. в РСФСР(даже не во всем СССР) было осуждено к смертной казни 2159 человек. Иначе говоря, в 30 раз больше, чем за 10 лет правления "чудовищного" Александра III было осуждено к ВМН политических(еще было около двухсот приговоров по уголовным статьям, т.е если говорить об общей пропорции разница составит примерно 9 раз). Хочу напомнить: мы говорим об СССР, который осудил культ личности.
А теперь сравним со «столыпинской реакцией», да и вообще с репрессиями царизма. Всего по подсчетам дореволюционных исследователей с 1825 года по 1905 год к смертной казни в царской России был приговорен 1397 человек, казнено 894 человека. За 100 лет «кровавого» царизма. Можно спорить насколько эти данные полны для довольно архаичных времен Александра I и Николая I, но порядок цифр достоверен с 1860-х готов, абсолютно очевиден и он не изменится. Одиозные военно-полевые суды Столыпина, действовавшие 8 месяцев с 1906 по начало 1907г. вынесли чуть больше тысячи смертных приговоров, реально казнено 683 человека. В основном, за убийство. А вот в 1962 году в РСФСР осудили к смертной казни 2159 человек. А теперь вдумаемся в очередной медицинский факт: в 1962 году в одной только республике Союза было приговорено к смертности казни больше людей, чем приговорено и казнено за всю деятельность военно-полевой юстиции при Столыпине.
Сравним количество пафоса о военно-полевой юстиции Столыпина с пафосом по отношению к статистике 1962 г.? Если честно, я обличительного пафоса относительно 1962г. вообще нигде не встречал. Вообще. Никто не написал ни одной обличительной монографии про жутчайшие репрессии против советских граждан 1962 года. Ну, нехотя признают, что в 1937-1938. были «эксцессы и перегибы». Но ведь в 1962 году вынесли почти в два раза больше приговоров к смертной казни, чем за весь период деятельности военно-полевых судов в годы «жесточайшего террора столыпинской своры». И - молчок.
Но ведь были еще военно-окружные суды! O tempora! За 1905-1913 гг. было казнено 2981 человек. В оппозиционной литературе и прессе есть чуть большие оценки, но порядок цифр в источниках именно таков. Повторюсь, в одном только 1962г. в одной союзной республике приговорено к смертной казни - 2159 человек. Но никто на сей по меньшей мере любопытный факт не применяет никаких усиленных эпитетов ни в публицистике, ни в научных монографиях, в общественном сознании есть «столыпинский галстук», но никакого «хрущевского ружья» в нем нет и в помине. Так и формируются знаменитые стереотипы.
А теперь еще показательная статистика: с 1962-1989 в СССР к смерти было приговорено к смертной казни 24 422 человека, из них помиловано 2 355. Соответственно, реально казнено было за эти годы 22 тысячи человек. Напомню, что с 1825 по 1913 год в Российской Империи было казнено по линии ординарной юстиции 3875 человек(есть оценки в 5-6 тыс. в самых оппозиционных правительству изданиях). Почти за 100 лет, включая военно-полевую юстицию и правление Александра III.
Причем я хочу подчеркнуть: я нисколько не пытаюсь доказать, что эти люди были невиновными и не пытаюсь сейчас поднимать сложный вопрос о том, заслуживали казненные смерти или нет. Я говорю вообще о другом. О механизме формирования стереотипов и ходячих мнений, в отрыве от фундаментального математического фактора - статистики. Спасибо за внимание.
Источник: "Военно-полевая юстиция при Столыпине и репрессии в СССР 1960-х годов: сравнительный аспект", автор - Михаил Наконечный
http://beloedelo.com/researches/article/?39