vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

Categories:

Джон Маккейн и катастрофа на авианосце "Форрестол"


Катастрофа с многочисленными человеческими жертвами на авианосце «Форрестол» в 1967 году — одна из крупнейших в истории авианосцев. Произошла она 29 июля 1967 года около 10:50 по местному времени в Тонкинском заливе на борту авианосца «Форрестол». По официальному заключению, пожар начался после самопроизвольного пуска неуправляемой ракеты «Зуни» под действием случайного броска напряжения в цепях одного из стоявших на палубе самолётов F-4 «Фантом».

Авианосец "Форрестол" после взрыва всех сдетонировавших боеприпасов



Самолёт готовился к нанесению удара по территории Вьетнама в ходе участия США в войне во Вьетнаме (1965—1973 годы). В результате инцидента погибло 134 и ранен 161 человек. Материальный ущерб составил $72 миллионов ($512 миллионов в эквиваленте на 2008 год), не считая стоимости сгоревших самолётов.

В момент возникновения пожара авианосец находился на «Янки стейшн» (англ. Yankee Station, станция янки) — географической точке в Тонкинском заливе, откуда авианосцы США обычно наносили удары по Социалистической республике Вьетнам. За предыдущие четыре дня авиагруппа совершила 150 боевых вылетов и ощущала нехватку боеприпасов — 454 кг бомб Mk 83. Попадание ракеты в соседний самолёт не должны были вызвать катастрофу таких масштабов. Для того, чтобы пушистый полярный зверек предстал экипажу авианосца в полный рост, потребовалось еще решение какого-то бестолкового начальника применить для снаряжения самолетов из-за нехватки современных боеприпасов устаревшие бомбы AN-M65 времён Второй Мировой войны. Особенность старых бомб была в том, что стенки корпусов были тонкими, а взрывчатое вещество являлось композицией B - очень мощной, но слишком капризной.

Кормовая часть полётной палубы «Форрестола». Наиболее вероятной причиной инцидента стал самолёт под номером 110
29 июля 1967 года, около 10:50 по местному времени, во время подготовки самолётов ко второму вылету 127-мм неуправляемый реактивный снаряд Mk 32 «Zuni», находившийся в подкрыльевой кассетнице LAU-10 самолёта F-4, якобы самопроизвольно запустился.

Ракета перелетела через полётную палубу и ударила в подвесной топливный бак под крылом готовившегося к взлёту штурмовика A-4 Skyhawk с бортовым номером 405, за штурвалом которого находился коммандер-лейтенант Фред Уайт (LCDR Fred D. White). Благодаря предохранительному механизму ракета не взорвалась, однако бак сорвало с крыла и выплеснувшееся из него топливо JP-5 воспламенилось. От перегрева начали взрываться топливные баки других самолётов, и пламя стало распространяться по палубе. Через несколько минут начали взрываться те самые "старые" бомбы. Первой через полторы минуты после начала пожара взорвалась бомба старого образца AN-M65, сорвавшаяся с подвески одного из самолётов. Взрыв разрушил самолёт, сделал пробоину в палубе и разлетевшимися осколками убил находившуюся на палубе пожарную команду, кроме троих, которые были тяжело ранены. Осколки также пробили топливные баки двух стоявших рядом самолётов.

Через несколько секунд после старта роковой ракеты


Всего на палубе взорвалось девять бомб, из них восемь AN-M65 старого образца с взрывчаткой типа «Composition B» и одна новая, сдетонировавшая при близком разрыве AN-M65. Бомбы пробили в бронированной палубе большие отверстия, через которые горящее топливо стало стекать внутрь, в жилые помещения и на палубу ангара. Огонь на полётной палубе был локализован в 12:15, во внутренних помещениях — к 13:42. Полностью пожар был потушен в 04:00 следующего утра. В 20:54 к авианосцу подошло госпитальное судно AH-16 и в 22:53 начало снимать с корабля погибших и раненых.

В результате пожара погибли 134 члена экипажа и 161 был ранен. Многие самолёты были сброшены за борт во избежание возгорания и взрывов. Из военно-морского регистра был вычеркнут 21 самолёт (7 F-4 Phantom II, 11 A-4E Skyhawk и 3 RA-5C Vigilante). Пожар показал, что на палубе необходимо иметь тяжёлые бронированные автопогрузчики, поскольку попытки сбрасывать самолёты за борт силами команды оказались неэффективными.

С 31 июля по 11 августа «Форрестол» был пришвартован к пирсу Лейте (Leyte Pier) военно-морской базы Кьюби-Пойнт[en] (Naval Air Station Cubi Point) на Филиппинах для срочного ремонта. 12-13 сентября авианосец отбыл в Мэйпорт (Naval Station Mayport), где выгрузил самолёты и персонал авиагруппы. 14 сентября авианосец вернулся в Норфолк и с 19 сентября 1967 года по 8 апреля 1968 года проходил ремонт на верфи Norfolk Naval Shipyard.

На палубе после того, как пожар был потушен


Непосредственной причиной ложного срабатывания ракеты было признано нарушение регламента работы с боеприпасами. Согласно регламенту, подключение электрического разьёма («pigtail» connection) к пусковой установке LAU-10 и удаление предохранительной чеки (triple ejector rack, TER) разрешалось только после заезда самолёта на катапульту. На «Форрестоле» же подключение разъёма зачастую происходило на складе боеприпасов. Если после этого по какой-то причине чека оказывалась удалённой (сильный порыв ветра мог выдернуть чеку за привязанную к ней широкую ленту), не исключалось срабатывание ракеты от скачка напряжения при переключении самолёта с внешнего источника электроснабжения на внутренний. В общем, по мнению следствия, причиной катастрофы стала цепь случайных событий.

Кормовая часть полётной палубы «Форрестола». Наиболее вероятной причиной инцидента стал самолёт под номером 110


За штурвалом соседнего самолёта A-4, отмеченного на схеме номером 416, находился капитан Джон Маккейн, будущий кандидат в президенты США. Ходят упорные слухи, что ракету случайно запустил именно он, а результат расследования были фальсифицированы, поскольку Маккейн происходил из династии американских адмиралов. Отец Маккейна - Джон Сидней Маккейн младший (1911—1981), был военно-морским офицером США, участником Второй мировой войны (в качестве офицера-подводника), завершившим службу в чине четырёхзвёздного адмирала. Дед Джона Маккейна, Джон С. Маккейн, также имел чин четырёхзвёздного адмирала, являлся одним из основоположников авианосной стратегии Военно-Морского флота США.

На фото: Джон Маккейн справа


Джон Маккейн и до этого случая неоднократно попадал в разные авиационные аварии. В октябре 1967 он в составе группы из 20 самолетов вылетел на бомбардировку электростанции в районе Ханоя, был сбит ракетой советского ЗРК С-75 и попал в плен. После 5-летнего пребывания в плену у вьетнамцев с военной карьерой Джона было покончено, однако он не растерялся и пошел в политики, став бессменным на долгие годы сенатором от штата Аризона. Пока Маккейн сидел в плену, его жена (бывшая модель) в США попала в автокатастрофу и потеряла привлекательность. Маккейн развелся с ней и женился на другой. Пару раз баллотировался в президенты США. Наибольшую популярность Маккейн приобрел, когда стал враждебно высказываться по отношению к российской власти и лично президенту Путину. Маккейн радостно приветствовал проамериканские перевороты в любых странах, а на украинский "майдан" приезжал лично. 15 декабря 2013 сенаторы США Джон Маккейн и Кристофер Мёрфи выступили на "майдане" перед митингующими и от имени США поддержали их.

Джон Маккейн на "майдане"


Справка: в ходе войны во Вьетнаме погибло около 3,5 млн. вьетнамцев, большинство из них были мирными жителями.


Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пожар_на_авианосце_«Форрестол»_(1967)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Маккейн,_Джон
http://nk.org.ua/obshchestvo/kak-djon-makkeyn-avianosets-ne-podjeg-135886
https://fritzmorgen.livejournal.com/658746.html
Tags: войны, сша, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments