vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

Царская индустриализация и реформы Витте

Так называемая "царская индустриализация" в конце 19-го - начале 20-го веков проводилась в России с целью ликвидировать отставание в экономическом развитии от передовых стран. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. В этом период резко выросли все экономические показатели Российской Империи, а рубль стал свободно конвертируемой и настолько стабильной валютой, что его принимали к оплате повсеместно в Европе даже в бумажных ассигнациях, не говоря уже о золотых червонцах.

Главным организатором данных реформ считается Сергей Юльевич Витте.


До 1892 года Витте занимал должность министра путей сообщения, в этом году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей скорейшего комплексного преобразования экономики страны, он поставил задачу, чтобы в течение 10 лет Россия догнала ведущие западные страны, а также укрепилась на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический, более медленный путь развития. Царь Александр III встал на сторону Витте, полностью доверив этому талантливому человеку важнейшие реформы в стране. Николай II продолжил дело отца, развивая реформы Витте и Столыпинскую аграрную реформу. Успешные реформы привели к достижению многих важнейших экономических и финансовых показателей мирового уровня.

Реформы Витте характеризуются следующими основными направлениями:

1. Значительное увеличение налоговых поступлений.

Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, пр этом налоговая нагрузка на хозяйственные субъекты выросла незначительно, так как увеличивались не прямые, а косвенные налоги. Косвенные налоги были введены на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.В 1895 году была введена винная монополия и эта статья доходов стала давать 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это было примерно 500 млн руб в год.

2. Золотое обеспечение российского рубля.

В 1897 году министр финансов Сергей Юльевич Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Российские банкноты свободно обменивались на золото, это вызвало резкий приток иностранных инвестиций. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 - начала 20 века:

Франция – 732 млн.,

Великобритания – 507 млн.,

Германия – 442 млн.,

Бельгия – 382 млн.,

США – 178 млн.

3. Ускоренное и широкомасштабное строительство железных дорог.

В этот период строили примерно 2,7 тысячи км железных дорог в год - это был выдающийся показатель. Любопытно, что эти царские темпы строительства жел. дорог в СССР превзойти так не смогли. 31 мая 1891 года во Владивостоке с участием будущего царя Николая II прошла торжественная закладка Транссиба — железной дороги через всю Евразию. В 1916г., после введения в строй моста через Амур в Хабаровске длиной 2,5 км, строительство Транссиба было завершено. В 1904 году журнал Scientific American назвал строительство Транссиба самым выдающимся техническим достижением рубежа веков.

4. В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз импортной продукции. Это был шаг, который способствовал поддержке российских производителей. Количество промышленных предприятий быстро росло. Например, на Донбассе до реформ было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза. По темпам роста промышленности Россия некоторое время держала первое место в мире.

Подведем краткие итоги царской индустриализации в период конца ХIХ - начала ХХ века.

Благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.


Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Основные предприятия строились в городах или в черте города, доходы рабочих росли. Это создало условия, при которых началось массовое переселение людей из деревни в город, началось формирование пролетариата. К 1900 году Путиловский завод вышел на первое место в России по объёму производства, уступая в Европе лишь заводу Круппа в Германии и Армстронга в Англии. В Петербурге и Николаеве действовали судостроительные заводы, способные строить линкоры водоизмещением 25 тысяч тонн и более. Российский экспорт продуктов нефтепереработки (смазочных масел и керосина) в 1901 - 1904 гг. в среднем составлял 12,8 млн. пудов - это было 2-е место в мире после США.

Первые в мире танкеры - дизель-электроходы сошли со стапелей Сормовского машиностроительного завода в начале 20 века. В начале XX столетия Россия полностью освободилась от иностранной зависимости в области паровозостроения. Крупнейшими производителями паровозов стали Путиловский, Брянский, Коломенский, Сормовский и Луганский заводы. С 1900 по 1907 года российские предприятия производили в год больше тысячи паровозов, а также более 20 тысяч вагонов.

За период 1900—1913 государственный доход увеличивается в два раза (с 1 736 700 000 до 3 431 200 000 руб.) при росте расходов только в 1,8 раз, что позволило достигнуть устойчивого профицита бюджета. По состоянию на начало Первой мировой войны государственный золотой запас Российской империи был крупнейшим в мире: 1311 тонн золота.

Высокие темпы развития российской экономики в период реформ Витте были сравнимы только с темпами развития США. В 1913 один из самых крупных экономистов мира Эдмон Тэри по заданию французского правительства изучил состояние русской экономики и сделал вывод: «Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 г. идти так же, как они шли с 1900 г. по 1912 г., Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении». А лучше всего эффективность российской власти и рост благополучия народа показало бурное увеличение населения: с 1897 по 1914 год, то есть всего за 17 лет, рост составил 50,5 млн человек.

Данный график показывает соотношение численности населения России и остального мира в течение нескольких веков


Источники:
Реформы Витте https://istoriarusi.ru/imper/reformi-vitte.html
Кораблестроение "гнилого самодержавия" https://historical-fact.livejournal.com/73060.html
Tags: рос_империя, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments