vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

Герасимов - придворный живописец Сталина

В сталинскую эпоху художник Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) был невообразимо популярен, его картины массово тиражировались и репродукции висели по всей стране. Герасимов принадлежал к той новоиспеченной породе красных аристократов, которая пришла на замену царской аристократии. Он с удовольствием брался за пафосные государственные заказы и буквально тонул в деньгах, привилегиях и высоких должностях.

А.М.Герасимов, "Автопортрет"


Герасимов пришел к решению стать художником только в двадцать два года, а до этого он помогал отцу торговать скотом. Учился тоже долго, целых двенадцать лет. В учителях Герасимова числятся Константин Коровин и Валентин Серов. В молодые годы Герасимов "переболел", что называется, импрессионизмом. Его картину «Ню» похвалил Коровин, но в общем молодой живописец звезд с неба не хватал. Крепкий профессионал, средний уровень.

В родной город Козлов Тамбовской губернии художник вернулся в разгар коммунистической заварушки и сразу словил тренд. В 1919 он создал «Коммуну творчества козловских художников», куда для количества принимал всех, кто умел держать в руках кисть. Яростное восстание тамбовских крестьян против бессовестного грабежа продотрядов и его безжалостное подавление войсками "красных" с применением газов и массового террора против мирного населения никак не отразились на творчестве Герасимова.

В Москву перебрался в 1925. Начало карьерного взлета Герасимова связано с Климентом Ворошиловым. Герасимов нарисовал его, втерся в доверие, стал своим человеком в доме легендарного "красного" наркома.



Когда в 1929 году усадьбу художника пытались реквизировать в ходе раскулачивания, Герасимов обратился к Ворошилову за защитой. Тот написал Калинину:
«Меня в этом деле интересует только художник Герасимов. Он принадлежит к группе старых, притом хороших мастеров, которые работают с нами с Октябрьской революции. Насколько я его знаю, сам Герасимов - типичный представитель художественной богемы. В Москве он живет и работает в полуразвалившейся студии С. Коненкова. Живет полубосяцкой жизнью, думаю, не совсем сытой. Учитывая ценность худ. Герасимова, мне кажется, ему надо помочь вылезти из всей этой истории, поскольку он связан со своей семьей...»

Усадьбу Герасимову, разумеется, оставили.

В 1929, оторвавшись от портретов Ворошилова, Герасимов нарисовал хитовое творение «Ленин на трибуне». Эту картину тиражировали столь обильно, что она стала символом времени.


На художника обратил внимание сам Сталин и Ворошилов ему Герасимова представил. С этих пор художник получил "доступ к телу" наивысшей категории.

В 1931 Герасимов написал картину «Доклад тов. Сталина на шестнадцатом партсъезде».


В отличие от Ворошилова Сталин художнику не позировал. С натуры Герасимову удалось черкануть вождя разве что 6 июля 1933 года, когда он был приглашен на дачу Сталина вместе с художниками Исааком Бродским и Евгением Кацманом.



В народе шутили про эту картину: "Герасимов рисует. Бродский сидит, как птичка на жердочке. Кацман держится за стул, чтобы не упасть"

Летом 1934 года пригретый властью Герасимов получил творческую командировку на три месяца в Германию, Францию, Италию и Турцию. В 1939 Герасимов рисует еще один хит «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». Эта картина победила в закрытом конкурсе ИЗОГИЗа «на лучший портрет товарища Сталина и его ближайших соратников». Герасимов утверждал, что при написании вдохновлялся «Богатырями» Васнецова.



В народе эту нетленку прозвали «Два вождя после дождя». В 1941 Герасимов получил от вождей за «Вождей» Сталинскую премию (100 тысяч рублей).

Всего же Сталинских премий у него было четыре. Герасимова наградили в 1942 за картину «Гимн Октябрю», в 1946 за групповой портрет четырех старейших советских художников и в 1949 за «И. В. Сталин у гроба Жданова». Кроме того, Герасимов стал одним из первых обладателей звания «Народный художник СССР» и первым в истории президентом Академии художеств СССР.

Герасимов учил молодых коллег: «Самое важное - это ухватить жизнь за хвост. Ее неповторимость. Не гонитесь за особо официальными полотнами. Деньги получите, а художника в себе потеряете.» Ученики слушали, но вряд ли верили, глядя на гладенького, лоснящегося Герасимова.

Герасимов не только рисовал лакированные портреты вождей, предъявить ему можно поход против других творческих течений, затеянный в мрачную семилетку последних лет сталинского правления. Именно из-за Герасимова был закрыт Музей нового западного искусства. В результате погромных статей президента Академии художеств многие так называемые «формалисты» лишились работы. В мае 1949 год журнал «Огонек» поместил фоторепродукции картин и скульптур крупнейших западных модернистов, с комментариями президента Академии художеств Александра Герасимова. Последний сообщал, что в полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства».

На этой картине Герасимов изобразил себя в кругу семьи. Здесь как-то сразу вспоминается, что он был родом из купцов.


Конец карьеры художника предопределила смерть Сталина. Конечно, Герасимов писал и нормальные, неполитизированные пейзажи и портреты. Но обласкан властью был не за них.

Источник:
Любимый живописец Сталина https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/142067.html?media
Tags: красная_аристократия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments