vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) wrote in historical_fact,
vasiliy_eremin
vasiliy_eremin
historical_fact

Краткая история сельскохозяйственного машиностроения Российской Империи

Данная статья в основном есть краткое изложение монографии "История сельскохозяйственного машиностроения России", автор Капитонов Е.Н. (Тамбовский гостехуниверситет).

О какой-то целенаправленной работе по техническому обеспечению сельскохозяйственного производства в России,
очевидно, можно говорить, начиная с 1766 г. Именно в этом году по воле императрицы Екатерины II было основано Вольное
экономическое общество. ВЭО публиковало журнал «Труды императорского Вольного экономического общества»,
пользовавшийся большой популярностью у читателей. В этом издании, наряду с другими вопросами, публиковались сведения о путях совершенствования сельскохозяйственных орудий.



В 1837 г. при Министерстве государственных имуществ (впоследствии Министерства земледелия) был организован
сельскохозяйственный Учёный комитет, который изучал вопросы сельского хозяйства и подготовки научных кадров,
координировал работу опытных станций.

В 1869 г. в Петербурге был создан Императорский сельскохозяйственный музей, куда из многих стран поступала
передовая техника и испытывалась в условиях России. Царским указом от 28 марта 1894 г. было создано Бюро по
сельскохозяйственной механике при Учёном комитете Главного управления землеустройства и земледелия.

Началом промышленного производства сельскохозяйственной техники в России следует считать 1802 г. В этом году в
Москву приехал англичанин Христофор Вильсон, который основал завод по производству земледельческих орудий и
сельскохозяйственных машин. В 1815 г. открыли завод в Ельце братья Криворотовы. В 1832 г. в Москве построили свой завод братья Бутеноп. Николай и Иоганн Бутеноп приехали в Москву из Гольштинии (ныне – земля в составе ФРГ). Они построили завод, на котором изготовляли веялки и молотилки. Это было по тем временам довольно крупное предприятие. В период с 1846 по 1860 г. на нём работали от 100 до 250 рабочих. В 1835 г. в Екатеринославе (Днепропетровске) появился завод Заславского.

В 1840 г. в г. Смеле Киевской губернии появился механический завод графа А.А.Бобринского. Граф Алексей Алексеевич Бобринский, по образованию агроном и финансист, содействовал строительству первой в России железной дороги между Петербургом и Павловском. С 1850 г. он поселился в деревне, где занялся преимущественно свёкло-сахарным производством. Он изобрёл несколько земледельческих машин: плуги, названные его именем, углубители, сеялки, распашники и др. Механический завод Бобринского по меркам XIX века был крупным промышленным предприятием.

В 1845 г. в Пензенской губернии появился завод Давыдова, а в Тамбовской губернии – завод Миловановых. В 1849 в Киевской губернии начал работать завод В. Менцеля; в 1850 г. в Харьковской губернии – завод Леппа; в 1853 г.
в Херсоне – завод братьев Ваддон.

В 1854 г. немецкий колонист кузнец И.И. Ген основал в Одессе завод, на котором начал выпускать плуги,
представлявшие собой радикально модернизированный украинский плуг-сабан. К концу XIX в. эти плуги позволили
существенно ограничить импорт зарубежных плугов. В советское время этот завод, получивший название «Завод им. Октябрьской Революции», стал крупнейшим поставщиком плугов в стране.

В 1855 г. в Таврической губернии появились заводы Вестберга и Ульмана. Молотилки, выпускавшиеся заводом
Вестберга, получили широкое распространение в южных регионах России. На всемирной выставке 1859 г. в Париже
молотилка завода Вестберга была удостоена золотой медали.

В 1863 г. в Запорожье был построен завод сельскохозяйственных орудий. В годы первых пятилеток завод стал
называться «Коммунар» и с 1929 г. выпускал комбайны. В годы Великой Отечественной войны предприятие было
эвакуировано в Красноярск. С 1975 г. восстановленный в Запорожье завод стал автомобильным заводом «Коммунар»,
головным предприятием производственного объединения «Запорожец».



В 1881 г. в Харькове был построен завод Гельферик и Саде, который выпускал веялки. Во время первой пятилетки после капитальной реконструкции этот завод, получивший название «Серп и молот», специализировался на выпуске двигателей для тракторов и комбайнов.

В целом в конце XIX – начале ХХ в. в России произошёл заметный скачок в развитии производства сельскохозяйственной техники. Большое прогрессивное значение в этой области имели выставки-испытания сельскохозяйственных машин и орудий, устраивающиеся под Москвой на Бутырском хуторе с 1892 по 1910 г. Это позволяло вносить поправки в конструкцию машин, учитывать новые требования. С 1911 г. началась научно-исследовательская работа на кафедрах вузов и агрономических школ в области создания новой сельскохозяйственной техники.

Всероссийская выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде дала известное представление о росте русского сельхозмашиностроения. На этой выставке было приблизительно 300-320 экспонентов по сельхозмашинострению. Особое внимание привлекали к себе жнейки так называемые «лобогрейки», производство которых превышало 20 тыс. штук в год, и конные молотилки русских заводов. Экспонаты выставки наглядно показывали, какой крупный прогресс достигнут в области постройки этих машин. Можно было уже с полной уверенностью сказать, что в близком будущем многие виды с/х техники собственного производства вытеснят иностранные.

Продолжали строиться новые заводы. В 1897 г. в Ростове-на-Дону было создано АО «Аксай» для производства и реализации земледельческих орудий. В 1900 г. в Киеве появился завод комбинированных сеялок Фильверта и Дедина. В 1904 г. в Рязани был основан завод братьев Левинтиных, ныне это завод «Рязсельмаш». В 1910 г. американская фирма «Международная компания жатвенных машин» построила в Люберцах под Москвой завод, который в 1913 – 1914 гг. выпустил 60 тысяч с/х машин. В советское время предприятие стало называться «Заводом им. Ухтомского». В это время сельскохозяйственные машины выпускали также Путиловский, Сормовский, Брянский, Коломенский, Воткинский заводы, Рижский завод «Руссо-Балт» и многие другие.

После реформы 1861 г. спрос на машины и орудия для сельского хозяйства значительно вырос. Быстро увеличивалось и количество
производящих их заводов. В 1871 г. таких предприятий в России было 112, а в 1888 г. уже 458. Если в 1876 г. в России было
изготовлено 25835 сельскохозяйственных машин и орудий, то в 1879 г. – уже около 48 тысяч изделий. Росла и номенклатура
выпускаемой техники. На промышленной выставке 1882 г. в Москве были представлены машины отечественного производства: молотилки с локомобилями, сеялки, жатки-самосброски, сенокосилки, конные грабли, сортировки и т.д. К 1900 г. объём производства сельскохозяйственной техники в стоимостном исчислении достиг 7,5 % от стоимости
всей продукции машиностроения России.

Предприятие по производству с/х механизмов в Челябинске


В 1913 г. плуги в стране изготавливали 266 предприятий, молотилки – 54, веялки и сортировки – 250, соломорезки и корнерезки – 320. 177 малороссийских заводов произвели 53% сельскохозяйственной техники от общероссийского производства. Российские предприятия обеспечивали в 1913 г. примерно половину производства с/х оборудования, другую половину завозили из-за рубежа.
Доля импорта распределялась следующим образом: на Германию приходилось 34%, США – 32, Великобританию – 18, Австро-Венгрию – 6, Швецию – 4, и на другие страны приходилось 6% импорта сельскохозяйственной техники.

О российских конструкторах с/х техники.

Созданием плугов занимался А.Г. Павлов, организовавший в 1880 г. в Гжатске Смоленской губернии мастерскую по производству сельскохозяйственных машин. Оригинальную конструкцию плуга разработал В.И. Васильчиков, его плуг демонстрировался на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. в Петербурге. Такие плуги получили распространение в хозяйствах Воронежской, Тамбовской и Орловской губерний. Новые конструкции плугов создавал профессор Ново-Александровского института сельского хозяйства и лесоводства А. Зелинский. Удачную конструкцию пятикорпусного плуга разработал в 1871 г. В. Христофоров. Бек И. в 1871 г. сумел создать такую эффективную конструкцию плуга, что её позаимствовали зарубежные производители и начали выпускать под названием "колонистский плуг".

Агроном Р. Циховский создал в 1873 г. оригинальную конструкцию бороны. Агрономы Ф. Майер и И.Ф. Гриневицкий создали эффективные конструкции сеялок. Жатвенные машины запатентовали в 1846 г. Ф. Языков и в 1860 г. П.А. Зарубин. Тогда же демонстрировал свою конструкцию крестьянин А. Хитрин. В 1894 г. Меньшиков создал оригинальную конструкцию молотилки. Одна из лучших молотилок с конным приводом была создана А. Прянишниковым. В 1906 г. Ф. Вараксин создал веялку-сортировку «Успех».

Говоря о создателях новой с/х техники в России, непременно необходимо назвать имя Василия Прохоровича Горячкина (1868 – 1935) - основоположника научного обоснования сельскохозяйственного машиностроения России. Горячкин В.П. родился 29 января 1868 г. в Москве в семье бывшего крепостного. Он закончил физико-математический факультет Московского университета. В 1894 г. он
начал читать курс «Учение о сельскохозяйственном машиностроении и двигателях». Горячкин создал теорию построения плуга. В 1897 – 1898 г. он создаёт свой курс лекций под названием «Учение о сельскохозяйственных машинах и орудиях». В 1900 г. печатаются его работы: «Бороны», «Веялки», «Сортировки», «Жатвенные машины». Он раскрывает законы механики, на которых основано действие машин, и впервые пытается теоретически решить, каким требованиям должно отвечать устройство земледельческой машины. На основе этих трудов родилась новая наука, названная Горячкиным «Земледельческая механика». В 1919 г. он издал монографию «Земледельческая механика», в которой обобщены основные вопросы теории рабочих машин. Горячкин явился инициатором открытия в 1928 г. Всесоюзного научно-исследовательского института сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ), а в 1930 г. – Всесоюзного НИИ механизации сельского хозяйства (ВИМ).

В 1907 г. в Санкт – Петербурге было создано Бюро сельскохозяйственной механики Учёного комитета Министерства
земледелия, на базе которого в советское время вырос научно-исследовательский и проектно-технологический институт
механизации и электрификации сельского хозяйства Нечернозёмной зоны НИПТИМЭСХ. Здесь вместе с В.П. Горячкиным
работали крупные специалисты: почётный академик ВАСХНИЛ М.Н. Летошнев, Д.Д. Арцыбашев, Ю.А. Вейс, профессора
М.Х. Пигулевский, К.И. Дебу, Н.И. Юферов, П.Я. Сальдау, М.Б. Фабрикант, А.А. Барановский, Б.А. Линтварев, Л.П.
Рифтин, В.И. Колымский и другие.



Поступательное развитие сельскохозяйственного машиностроения в России было прервано Октябрьским переворотом и Гражданской войной, которая практически уничтожила производство данного типа механизмов. Возрождение с/х машиностроения фактически заново началось в СССР во второй половине 20-х годов.

Дополнительные источники:
Первый в мире зерноуборочный комбайн Власенко http://www.great-country.ru/content/sov_nauka/mi_first/mi_0014.php
Сельское хозяйство России http://russland.mirtesen.ru/blog/43793876898/Selskoe-hozyaystvo-Rossiyskoy-Imperii:-statistika
Становление сельскохозяйственного машиностроения в России в 19 веке https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-selskohozyaystvennogo-mashinostroeniya-v-rossii-xix-vek
Библиотека Чижевского http://library.kr.ua/elib/golosuga1913/golosuga4.html
Tags: рос_империя, сельское_хозяйство, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment