Польские волнения подавляли без сантиментов. В 1794 году польские повстанцы в Варшаве напали ранним утром на раздробленные отряды 8-тысячного русского гарнизона. Примерно 2 тысячи русских солдат погибло на улицах города. Собрав под своим началом 17 тыс. солдат и 7 тыс. конницы при 86 орудиях Суворов 22 октября подошел к предместью Варшавы – Праге и стал готовиться к штурму. Поляки сопротивлялись отчаянно. По отзыву российского участника штурма фон Клугена поляки «...Мало сказать, что дрались с ожесточением, нет — дрались с остервенением и без всякой пощады… В жизни моей я был два раза в аду — на штурме Измаила и на штурме Праги… Страшно вспомнить! ...В нас стреляли из окон домов и с крыш, и наши солдаты, врываясь в дома, умерщвляли всех, кто им ни попадался… Ожесточение и жажда мести дошли до высочайшей степени… офицеры были уже не в силах прекратить кровопролитие… Наши солдаты стреляли в толпы, не разбирая никого, — и пронзительный крик женщин, вопли детей наводили ужас на душу. …Ожесточенные наши солдаты в каждом живом существе видели губителя наших во время восстания в Варшаве. „Нет никому пардона!“ — кричали солдаты и умерщвляли всех, не различая ни лет, ни пола…» Другой участник штурма, Лев Энгельгардт, подтверждает резню: «До самой Вислы на всяком шагу видны были всякого звания умерщвлённые, а на берегу оной навалены были груды тел убитых и умирающих: воинов, жителей, монахов, женщин, ребят. При виде всего того сердце человека замирает, а взоры мерзятся таким позорищем… умерщвлённых жителей было несчётно.»
Добиться реванша поляки попытались с помощью Наполеона. Польская шляхта, мечтая о независимости от Российской Империи и восстановлении «Великой Польши», оказывала всестороннюю поддержку захватническим планам французского императора. На польские деньги строились укрепления, создавались продовольственные базы; императору в пользование предоставили одну из красивейших женщин Польши - 19-летнюю жену престарелого графа Валевского. К войне против русских 1812 года поляки выставило 100 тыс. войско.
Добавили негатива в российско-польские отношения события ХХ века. Война 1920г. закончилась поражением Красной армии, а пленные красноармейцы мерли в польских лагерях, как мухи. Согласно показаниям бежавшего из плена красноармейца В.В.Валуева: "Из всего состава (пленено было около 1000 человек), — показывал он на допросе в Ковно, — выбрали коммунистов, комсостав, комиссаров и евреев, причем тут же на глазах всех красноармейцев один комиссар-еврей был избит и потом расстрелян». Далее он свидетельствовал, что у всех отбирали обмундирование, а кто сразу не исполнял приказания польские легионеры избивали до смерти. Всех попавших в плен отправили в концентрационный лагерь Тухоль Поморского воеводства, где уже было много раненых, которых не перевязывали неделями, вследствие чего у них в ранах заводились черви. Многие из раненых умирали, каждый день хоронили по 30-35 человек. Помимо воспоминаний очевидцев и участников, известны по меньшей мере два официальных сообщения о расстреле пленных красноармейцев. Первое содержится в сводке III (оперативного) отдела Верховного командования Войска Польского (ВП) от 5 марта 1919 года. Второе — в оперативной сводке командования 5-й армии ВП за подписью начальника штаба 5-й армии подполковника Р. Воликовского, где говорится, что 24 августа 1920 г. к западу от линии Дзядлово-Млава-Цеханов в польский плен попало около 400 советских казаков 3-го кавалерийского корпуса Гая. В качестве возмездия «за 92 рядовых и 7 офицеров, жестоко убитых 3-м советским кавалерийским корпусом», солдаты 49-го пехотного полка 5-й польской армии расстреляли из пулёметов 200 пленных красных казаков.
Большевики обиду не простили. Инцидент с расстрелом нескольких тысяч пленных польских офицеров в Катыни стал лишь незначительным эпизодом в истории массовых репрессий против поляков в период 1930-1950гг. «Польские» операции стали самыми массовыми из многочисленных национальных операций НКВД. Преследование поляков, проживавших на территории СССР, рассматривалось Сталиным как необходимое условие подготовки к войне и «чистки» страны от потенциальной возможности формирования «пятой колонны».
Черновик постановления ЦК ВКП(б) о необходимости продлить репрессии против нацменьшинств
Начиная с 1929 г. против польских коммунистов, проживавших в СССР и занимавших различные партийные и военные посты, выдвигались обвинения в принадлежности к так называемой Польской организации войсковой, а в 1933 г. были проведены первые аресты по этим обвинениям. В СССР считали, что участники ПОВ глубоко внедрились в компартию Польши, захватили в ней руководящие посты, разлагали и деморализовали партию. За период с 1937 по 1939 гг. были расстреляны все 12 членов ЦК КПП, находившиеся в СССР, а также сотни других польских партийных работников. Среди уничтоженных были все представители польской компартии в Исполкоме и Контрольной комиссии Коминтерна. Следствием массовых репрессивных акций стал официальный роспуск 8 июня 1938г. компартии Польши.
В период массовых репрессий 1937-1938 гг. особо «актуальной» стала борьба со «шпионско-диверсионным контингентом», поэтому 11 августа 1937 г. в НКВД за подписью Н. Ежова появился оперативный приказ № 00485, так называемый "польский". По этому приказу с 25 августа 1937 г. по 15 ноября 1938 г. были рассмотрены дела на 143 810 человек, из которых осуждено 139 835, в том числе приговорено к расстрелу 111 093 человека. По обвинению в контрреволюционных преступлениях с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. было арестовано 108 тысяч поляков. Самый массовый вид репрессий в 1939–1941 гг. - депортации населения вглубь СССР. Всего на восточных территориях довоенного польского государства в этот период были проведены четыре таких акции, из них три операции высылки в 1940 году. Высылали поляков в северные и восточные районы СССР. Всего в 1940–1941 гг. были депортированы около 320 тысяч польских граждан. Новая волна арестов последовала в 1944–1945 гг. на польских территориях, освобождаемых Красной Армией от германской оккупации. В результате 39-48 тысяч поляков (в том числе 15-20 тысяч участников Армии Крайовой — главной вооруженной силы польского массового некоммунистического антигерманского подполья) попали в лагеря военнопленных и в проверочно-фильтрационные лагеря (ПФЛ) НКВД в глубине СССР, где они от нескольких месяцев до нескольких лет без приговора содержались под стражей в качестве интернированных. Всего в 1930-1950 гг. массовым политическим репрессиям со стороны советских "органов" подверглись примерно 670-720 тысяч поляков и польских граждан, в том числе после 17 сентября 1939 г. — 510-540 тысяч.
А вот и более свежие факты: в 2012 перед футбольным матчем Польша-Россия в Варшаве польские фанаты совершили ряд нападений на российских болельщиков. В частности, на 20 россиян, завтракающих в гостиничном ресторане, напали около 50 польских националистов в масках. В результате массовой драки ресторан был фактически разгромлен. Сопровождать колонну россиян, идущих к стадиону, были стянуты значительные силы хорошо вооруженной полиции.
Как видим, есть за что не любить друг друга. Что ж, возможно, будущим поколениям поляков и русских удастся преодолеть эту воздвигаемую столетиями стену взаимного недоверия и ненависти.
Источники:
1.Булгарин Ф.В. "Воспоминания" http://modernlib.ru/books/faddey_venediktovich_bulgarin/vospominaniya/read/
2.Пленные красноармейцы в польских лагерях https://topwar.ru/1422-plennye-krasnoarmejcy-v-polskix-lageryax.html
3.«Польская» и другие «национальные» операции НКВД СССР http://kubanmemo.ru/library/Kropachev01/poland.php