Проектировали завод три тысячи советских инженеров под руководством А.В. Иванькова, который изучал вагонное производство в Америке. За основу был взят принцип прямоточности: по законам конвейера расположены корпуса, в каждом из них - по несколько цехов, объединенных технологическим процессом. Это был один из первых проектов крупного машиностроительного предприятия с поточным производством, выполненный советскими инженерами без участия иностранных специалистов.
Первые рабочие прибыли в 1931 году. Однако из-за ужасной бытовой неустроенности, холода, голода, болезней в первые годы строительства люди тысячами сбегали со стройки. Только за 9 месяцев 1933-го с площадки ушло 15 тысяч человек. В 1931-1934 гг. коллектив работающих ежегодно менялся несколько раз. Имелись лишь три более-менее постоянные группы: около 5000 коммунистов и комсомольцев, прибывших в разное время по путевкам своих организаций; члены интернациональной коммуны «Цемент», состоявшей из финнов, немцев, чехов, поляков, американцев; заключенные, численность которых достигала 4000 человек. И только когда начальство всерьез занялось строительством жилья и налаживанием быта, люди начали оставаться и закрепляться.
2 марта 1936 года заводу присвоено название «Уральский вагоностроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского». Изначально производил тяжёлые железнодорожные вагоны — первый вагон выпущен 11 октября 1936 года.
В период Большого террора 1937-38гг. на заводе было арестовано около 2 тысяч человек по стандартным обвинениям во «вредительской, террористической и антисоветской деятельности».
В частности, были расстреляны: Л.Марьясин - начальник "Уралвагонстроя" (до этого он был одним из руководителей строительства Магнитогорского металлургического комбината); секретарь парткома Ш.Окуджава (отец знаменитого барда Б.Окуджавы). Один из крупнейших организаторов строительства завода М.Тамаркин в ходе следствия покончил с собой.
13 сентября 1941 года было принято решение об эвакуации харьковского завода №183, харьковского тракторного завода, а также Мариупольского металлургического завода на восток. В декабре на базе этих предприятий, Уралвагонзавода им. Ф.Э. Дзержинского, а также еще ряда эвакуированных производств в Нижнем Тагиле начал свою работу Уральский танковый завод (УТЗ) №183.
Было привезено и установлено более трех тысяч единиц оборудования, эвакуировано около 70 тысяч человек. В кратчайшие сроки, всего за два месяца, производственные мощности тагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков.
Директор танкового завода № 183 Юрий Евгеньевич Максарев
Уже 18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76. В феврале 1942 года Максарев был снят с должности за невыполнение плана выпуска танков и отдан под суд. Директора спас заместитель наркома танковой промышленности И.М. Зальцман, который лично разобрался с ситуацией на заводе.
В начале 1942 года во всех цехах началась работа по созданию поточных линий. Первые из них появились в цехах в том же году. Ежесуточно Уральский танковый завод отправлял на фронт эшелон боевых машин. В целом масштабы применения на заводе в военное время поточных линий и различных конвейеров не имели и не имеют аналогов в мировом танкостроении – как в те годы, так и сегодня.
За период Великой Отечественной войны завод выпустил более 25 тысяч танков. Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера тагильского предприятия. За три с половиной года на УТЗ было построено почти 40% того количества танков, которое вся германская промышленность создала за 9 лет.
Сварка деталей башни танка Т-34-85
С окончанием войны Уралвагонзавод вновь перестраивается на выпуск вагонов, используя для восстановления опыт конвейерного производства танков и новейшие технологии. Уже с 19 марта 1946 года началось производство большегрузных вагонов-платформ, в 1947-м приступили к производству полувагонов, а в 1948 году – крытых вагонов.
В то же время сохраняется и совершенствуется военное производство. Среди предприятий, выпускавших боевые машины до и во время войны, Уральский танковый завод продемонстрировал наибольшую эффективность. В конце 40-х годов на конвейер ставится танк Т-54. В течение десяти лет абсолютное превосходство «пятьдесятчетверок» над своими противниками – танками стран НАТО – не давало холодной войне перерасти в третью мировую.
С 1954 года Уралвагонзавод приступил к серийному выпуску среднего танка Т-55 – первого в мире, оснащенного комплексной системой противорадиационной защиты, позволяющей действовать на зараженной после ядерного удара местности. Высочайшая надежность, простота и боевая эффективность этой машины сделали танк Т-55 самым массовым танком мира в 1960-1970 годы.
Т-55
В начале 1960-х годов был принят на вооружение танк Т-62 производства Уралвагонзавода. Он первый в мире был оснащен гладкоствольным орудием с высокой начальной скоростью бронебойно-подкалиберного снаряда. Защита, способная устоять под ударом такого БПС, появилась на основных танках НАТО лишь в 1980-х годах.
1 октября 1954 года на тагильском предприятии было создано уникальное в стране производство по созданию криогенной техники во главе с конструкторским бюро ОКБ-250. В 1956 году на Уралвагонзаводе началось производство средств заправки жидким кислородом космических ракет-носителей. С тех пор ни один космических проект России не обходится без тагильских криогенщиков.
К 70-м годам XX века Уралвагонзавод получил репутацию мощного и стабильного промышленного предприятия, способного разрабатывать и производить самые сложные изделия – танки, криогенную и железнодорожную технику, причем в количествах, недоступных большинству заводов не только СССР, но и мира. Не было практически ни одной технологии обработки и сварки металлов, которая была бы неизвестна специалистам тагильского предприятия.
В вагонном цехе, 1988г.
В конце 1960-х – начале 1970-х годов Уралвагонзавод по заданию Министерства оборонной промышленности, как и два других предприятия – Харьковский завод транспортного машиностроения и КБ Кировского завода в Ленинграде, – получил задание на разработку массового танка нового поколения, сочетающего в себе огневую мощь и броневую защиту тяжелых машин и подвижность средних. В результате армия получила три танка: Т-72, Т-64А и Т-80, каждый из которых соответствовал требованиям современного боя, а их характеристики с очередной модификацией становились все более могущественными. Все они претендовали на звание основного танка Советской Армии. Решить спор должны были испытания, которые растянулись на целое десятилетие. В итоге их выиграла тагильская «семьдесятдвойка» и стала впоследствии самым массовым воюющим танком современности. Идеальное сочетание стоимости и эффективности вместе с почти неисчерпаемыми резервами модернизации сделали Т-72 настоящей «звездой» на полях сражений.
Танк Т-72
Кризис и распад Советского Союза крайне тяжело отразились на Уралвагонзаводе, как и на многих других крупных предприятиях страны. В лице государства исчез постоянный потребитель военной техники и изделий подвижного состава, а места на мировых рынках нужно было еще завоевать. Несмотря ни на что, нижнетагильское предприятие не просто сохранило свою целостность, но и сберегло уникальный технологический комплекс и значительную часть высококвалифицированного коллектива. Сотрудники конструкторских бюро Уралвагонзавода, обладая огромным опытом в области разработки техники любого уровня сложности, смогли в течение короткого периода поставить на производство абсолютно новые виды гражданской продукции – гусеничные и колесные экскаваторы и малогабаритные погрузчики, а также железнодорожные цистерны и специальные вагоны различного назначения.
Именно в это время были созданы ракетно-пушечный танк Т-90А и его экспортный вариант Т-90С, инженерная машина разграждения ИМР-3М, предназначенная для очистки пути войскам через зоны сильных разрушений, а также через минные заграждения, боевая машина разминирования БМР-ЗМ, способная проводить танковые части по минным полям под обстрелом противника и многое другое.
Танк Т-90
Сегодня в корпорации «УВЗ» большая линейка специализированных разработок, многие из которых уникальны: вагон-хоппер, вагон-термос, лесовоз, платформа для атомной промышленности, вагон-платформа для перевозки широкой номенклатуры грузов, цистерны для «Роскосмоса», многофункциональное транспортное средство ТМВ-2 и другие. Ставка на инновационность является главным принципом при разработке новых изделий. При этом не только при создании спецтехники, но и подвижного состава. Прекрасный тому пример – вагон-хоппер для минеральных удобрений с кузовом, полностью изготовленным из композиционных материалов. За эту разработку корпорация «УВЗ» удостоена престижной международной премии JEC Awards.
За последние несколько лет научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» сделала огромный шаг вперед, продемонстрировала высочайший потенциал. Сегодня УВЗ котируется в международных рейтингах производителей вооружений и военной техники, показав самый быстрый рост среди предприятий российского ОПК.
Особое место в ряду военной продукции Уралвагонзавода сегодня занимают модернизированный Т-90С – танк, являющийся следующим шагом в развитии отечественного танкостроения, и боевые машины огневой поддержки «Терминатор» (БМПТ) и «Терминатор-2» (БМПТ 72) – новейшие образцы вооружения, аналогов которым в мире нет.
Т-14 на базе платформы «Армата» – единственный в мире танк третьего послевоенного поколения.
Т-14 – единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. По мнению военных экспертов, «Армата» – новое слово в танкостроении, не имеет аналогов в мире. Это принципиально новая и полностью российская разработка. В машине применены беспрецедентные конструкторские решения, в частности, башня Т-14 необитаема. Броня «Арматы» способна выдержать попадание любого существующего противотанкового средства.
Боевая машина пехоты на гусеничной платформе «Армата» Т-15 – самая высокозащищенная тяжелая БМП в мире. Она оснащена дистанционно управляемым универсальным боевым модулем. Отличительная особенность новых бронемашин УВЗ – это противоминная конструкция корпусов, которая защищает экипаж с возимым десантом от подрыва даже мощных фугасов, а также наличие комплексов активной защиты.
Уралвагонзавод не останавливается на достигнутых успехах. Особое внимание в планах по развитию предприятия уделяется масштабной реконструкции действующего производства, в рамках которой в эксплуатацию вводится уникальное современное оборудование и внедряются инновационные технологии, призванные в разы повысить качество и конкурентоспособность изделий и машин Уралвагонзавода. Впереди у прославленного машиностроительного гиганта – новые большие работы по созданию перспективных изделий как гражданского, так и военного назначения
Источники:
История, достойная продолжения http://www.oborona.ru/includes/periodics/maintheme/2016/0920/185119367/detail.shtml
Люди не буксуют https://lenta.ru/articles/2015/05/16/ural/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Уралвагонзавод